Врио главы Карелии рассказал петербургским бизнесменам, как власти региона поддерживают инвесторов

Автор фото: Владимир Ларионов/ТАСС
Автор фото: Владимир Ларионов/ТАСС

"Деловой Петербург" в очередной раз собрал за круглым столом представителей власти и бизнеса. В этот раз в редакции побывал врио главы Карелии Артур Парфенчиков, назначенный на этот пост в феврале 2017 года. Он рассказал петербургским предпринимателям, какие отрасли являются ключевыми для региона и как власти поддерживают инвесторов.

Автор: Сергей Ермохин

Артур Парфенчиков, врио главы Республики Карелии:

Карелия имеет очень выгодное географическое положение — мы находимся на границе с Европейским союзом, поддерживаем тесные связи с многими северными странами. Карелия близка к деловым, культурным, научным, образовательным центрам.
Мы в нескольких часах езды от Северной столицы, налажено удобное сообщение с Москвой. Поэтому при достаточно высоких конкурентных преимуществах в Карелии значительно возрастает возможность реализации любого потенциального проекта в разных сферах.
Вместе с тем мы индивидуально занимаемся каждым проектом независимо от его инвестиционной величины. По Карелии принята и работает федеральная целевая программа с объемом финансирования из федерального бюджета 15 млрд рублей. Наш регион по данной программе курирует лично секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, поэтому проекты гарантированно получают федеральную поддержку.
На территории республики находится 11 моногородов. Практически все они подготовили заявки на получение статуса территорий опережающего социально–экономического развития.
Поселок городского типа Надвоицы уже имеет этот статус. В Надвоицах идет строительство объектов инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Безусловно, в этом статусе есть свои преимущества. Например, для резидентов территории опережающего социально–экономического развития налог на прибыль составляет всего 5%, налоги на землю и на имущество отсутствуют, страховые взносы составляют 7,6% вместо 30%. Сейчас прорабатывается вопрос по снижению тарифа на электроэнергию.
В 1980–х годах, еще во времена СССР, на территории региона планировалось строительство фармацевтического комплекса, но проект не состоялся.
В Карелии налажено производство биоматериалов, но мы хотели бы это перспективное направление развивать и дальше. Что касается леса, то у нас есть готовый к освоению проект на 250 тыс. м3. Готовы мы рассмотреть и новые проекты, так как в республике имеется большое количество отходов от деревопереработки.
Активно в Карелии развивается сфера логистики — это и автодороги, и железнодорожный транспорт, который модернизируется. Между Петербургом и Петрозаводском курсирует удобный и комфортабельный поезд "Ласточка", работаем над строительством автомобильной дороги Великая Губа — Оятевщина. Завершение строительства дороги является важным фактором в развитии туристской привлекательности республики, а также способствует повышению транспортной доступности объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — архитектурного ансамбля Кижского погоста. Благодаря реализации этого инфраструктурного проекта мы также сможем показать туристам уникальную территорию — Заонежье как объект этнокультурного туризма. Напомню, что в XIX веке здесь были записаны все русские былины.
Туризм — это в целом отдельное крупное направление. Например, в горном парке "Рускеала" в этом году ожидается 600–700 тыс. туристов. Там мы также строим дорогу. В Рускеале открылся уникальный подземный парк, будет развиваться соседний карьер, создаем техногенный музей с экспонатами оборудования XIX века.
Наша цель по Рускеале — достичь 1 млн туристов в год. Перспектива очень серьезная, поэтому мы собираемся развивать логистику со стороны Запада и с Восточной Финляндией. В Приладожье создаются горнолыжные курорты, здесь проблем с круглогодичной наполняемостью наших объектов быть не должно. Следующая явно недооцененная территория для развития туризма — это Беломорский район. Здесь можно сделать целый туристический кластер с посещением Кижей и уникальных древних наскальных рисунков — петроглифов. Эта работа ведется правительством Республики Карелии с 2015 года.
Для инвесторов готовим законопроект по предоставлению льгот для выкупа земли, находящейся под туристическими объектами, за 20% ее кадастровой стоимости. Если проект интересный, проработанный, вместе с инвестором идем в банк и получаем кредитную линию на нормальных условиях. И это касается не только туристических объектов.
Что касается жилищного строительства, то у нас идут переговоры с реальными инвесторами. Мы хотим от фрагментарных строек уйти на широкоформатные квартальные застройки жилья различного уровня, включая строительство в них социально–культурных и образовательных объектов.
Автор: Сергей Ермохин

Александр Чепик, премьер–министр правительства Республики Карелии:

Важнейшими отраслями промышленности республики являются горнопромышленный и лесопромышленный комплексы. Локомотивом дальнейшего развития республики может стать разработка Пудожгорского месторождения титано–магнетитовых руд.
Появляются небольшие предприятия по обслуживанию более крупных производств: по заготовке древесины, по деревообработке, по глубокой обработке. У этих предприятий имеется потребность в обслуживании большого количества оборудования. Они могут предоставлять заказы организациям других регионов.
Следующее большое традиционное направление для развития региона — это туризм. Мы один из самых быстрорастущих регионов в сфере туризма. Благодаря соседству с Финляндией и Швецией у нас достаточно большой поток приезжих. Карелия всегда была популярна и для внутреннего туризма — к нам приезжают со всей России. Мы всегда готовы помочь инвесторам в сфере туризма. Все, что требуется от инвестора, — поставить свою гостиницу, а остальное сделаем мы, включая обеспечение поддержки проекта.
В Карелии развивается и пищевая промышленность. В регионе имеется крупный комплекс мясоперерабатывающего комбината и птицефабрики. Есть решение Россельхозбанка о финансировании проекта на сумму 500 млн рублей. Мы ищем инвесторов, которые готовы реализовать его. Всего объем инвестиций оценивается в 2 млрд рублей. Со своей стороны регион готов давать гарантии.
Появляются предложения по семеноводству, рыбоводству. В сфере производства рыбы сейчас появляются колоссальные возможности. Есть крупные иностранные компании, которые готовы войти в Карелию с проектами в сфере рыбоводства. Сейчас 70% российской форели выращивается в Карелии. И у нас еще есть свободные участки для разведения рыбы, мы их выставляем на торги — это полномочия региона.
Второе направление — это производство молока. Мы по объему производства молока на одну корову являемся лидерами в РФ — надои составляют более 8 тыс. кг в год.
Мы обсуждали названные проекты с Газпромбанком, Промсвязьбанком, и они готовы профинансировать инвесторов. У нас уникальная ситуация в регионе, когда готово все: кадры, земельные участки. Необходимы только деньги — вы, инвесторы, приходите, банк финансирует, Министерство сельского хозяйства РФ и мы оказываем все меры поддержки.
Автор: Сергей Ермохин

Сергей Иванов, председатель совета директоров ГК «Трансбалт»:

ГК "Трансбалт" — логистическая компания и представлена в некоторых районах Карелии. По всей стране у нас действует семь терминалов. Однако при строительстве нового пункта пропуска Сювяоро–Париккала транспортно–логистический терминал не запроектирован. С кем нужно связаться, чтобы решить этот вопрос? Возможно, мы возьмем землю рядом с ним в аренду или выкупим и создадим на ней транспортно–логистический терминал.
Еще один вопрос касается возможности создания туристического проекта рядом с островом Кижи. У меня и моего компаньона там два острова в собственности — Мальковец и Рогачев.
Мы уже обращались в правительство с предложением сделать на острове деревню в аутентичном стиле, но нельзя, потому что Кижи находится под охраной ЮНЕСКО. Может, вы подключитесь — и найдется возможный путь решения. Это повысит привлекательность Кижей. Сейчас там негде остановиться на ночь, негде поесть.
Еще один проект касается строительства базы отдыха в Сортавале. Может, есть объекты в Приладожье, где это возможно? В местной администрации уверяют, что свободных площадок нет.

Артур Парфенчиков:

Что касается земли под строительство терминала и земли для туристической базы, то в таких случаях правительство республики вместе с районной администрацией и Росреестром подыскивает свободные участки и помогает инвестору "зайти" на них.
Строительство в Кижах имеет существенные ограничения. Надо ехать и смотреть, как расположен остров, в скольких метрах от Кижей. Конечно, можно было бы думать об экотуризме и создании этнодеревни, которая органично вписалась бы в общую концепцию места. В перспективе это интересно. Это отдельная тема, предлагаю не ограничиваться островами Мальковец и Рогачев. Может, поищем для вашего проекта поблизости место.
Мы готовы помочь в развитии ваших проектов на территории республики.
Автор: Сергей Ермохин

Николай Панарин, генеральный директор ПГС II:

В этом году мы завершаем основной объем реставрационных и строительных работ на Благовещенском соборе в Кеми, приступили к проектированию инженерных сетей. Возникает очевидная необходимость в продолжении работ и по устройству инженерного оборудования храма, и по реконструкции братского корпуса, и по благоустройству территории храмового комплекса. Хотели попросить вашего участия и помощи в продолжении развития этого проекта. Там требуется дальнейшее развитие инфраструктуры, особенно не ждет теплоснабжение, в Северной Карелии это очень актуально. Также мы разработали для республики эскизный проект реконструкции музейного павильона "Бесовы следки" недалеко от Беломорска, в котором можно будет круглогодично осматривать и изучать беломорские петроглифы, которые датируются 4 тыс. лет до нашей эры.

Артур Парфенчиков:

Деньги на благоустройство такого рода проектов мы выделяем. Мы готовы поддержать ваши инициативы.
Автор: Сергей Ермохин

Олег Прокаев, дивизиональный директор блока «Розничный бизнес» филиала «Санкт–Петербургский» Альфа–Банка:

Альфа–Банк вышел с предложением о сотрудничестве с администрацией республики и города Петрозаводска. Мы готовы быть партнером как в финансировании важных проектов, так и в сферах, связанных с подготовкой персонала, образованием населения и т. д. Банк расширяет свое присутствие в регионе и обладает большой линейкой продуктов как для юридических, так и для физических лиц. Сейчас у вас находится на рассмотрении проект соглашения, мы его направили и готовы в ближайшее время все сделать.

Артур Парфенчиков:

Нам нужно встретиться отдельно, познакомиться, рассмотреть предложение, проработать его. Например, соглашение с Газпромбанком мы прорабатывали 3 месяца. Нам нужно понять, какие соглашения могут быть эффективными, эксклюзивными и востребованными. Мы открыты для всех. Нет исключений, мы всех ждем, для каждого найдем нишу, наиболее выгодное решение.
Автор: Сергей Ермохин

Рушан Гиззатуллин, коммерческий директор ООО «Парус»:

Наша компания производит трубную продукцию, которую мы бы хотели поставлять местным игрокам. Готовы приехать и презентовать ее, также пригласить на завод в город Жуков и показать, как она производится. Хотели услышать, какие шаги необходимо предпринять, чтобы участвовать в реализации инфраструктурных проектов. В перспективе мы планируем открывать не только торговое представительство в Карелии, но и небольшое производство.

Артур Парфенчиков:

Давайте встречаться и обсуждать этот вопрос. Конкурсную основу в работе с компаниями никто не отменял.
Автор: Сергей Ермохин

Сергей Койколайнен, директор по развитию и работе с органами государственной власти ЗАО «Спецсудопроект»:

ЗАО "Спецсудопроект" специализируется на проектировании в области судостроения, судоремонта и инжиниринга. Сейчас мы планируем открыть свое представительство в Карелии. Область компетенции — буксиры, танкеры, газовозы, суда тылового обеспечения и береговой охраны, сухогрузные и рыболовные суда, грунтоотвозные шаланды, суда ледового плавания, суда с высоким классом автоматизации, безэкипажные катера, стоечные суда, плавучие краны и др. Мы также работаем в рамках гособоронзаказа с судостроительными заводами, входящими в АО "Объединенная судостроительная корпорация". В частности, над проектом грунтоотвозной шаланды проекта НВ–600 по заказу ФГУП "Росморпорт", строящейся на ООО "Онежский судостроительно–судоремонтный завод". Планируется строительство до 10 единиц подобных судов. Это актуальный проект, необходимый для развития внутренних водных магистралей и считается большим вкладом в макроэкономику России.
Хотели бы предложить поддержать наше сотрудничество с заводом. Кроме того, предлагаем возможность реализации проекта строительства плавотелей, плавресторанов, плавдомов и других плавучих объектов для развития инфраструктуры региона, а также нужд МЧС, здравоохранения и решения социальных вопросов.

Артур Парфенчиков:

Ваши предложения нам интересны. У Онежского судостроительно–судоремонтного завода достаточно мощности, чтобы приступить к реализации новых проектов. Что касается водных объектов, то, думаю, в Кижах они будут востребованы — надо проработать этот вопрос.
Автор: Валентин Беликов

Аркадий Скоров, генеральный директор СК «Дальпитерстрой»:

Сегодня наша компания активно работает в Карелии на 14 объектах в рамках программы расселения аварийного жилья. Самый отдаленный объект находится в городе Лоухи на расстоянии 1 тыс. км от Петербурга. Несмотря на все сложности и удаленность объектов друг от друга, мы строим дома улучшенной серии из трехслойных панелей, отвечающие самым современным требованиям комфортного домостроения. Сейчас компания продолжает участвовать в государственном заказе и надеется на плодотворное сотрудничество с властями региона.