По траве и по снегу

Райдеры и садовые тракторы справляются с несколькими видами работ на загородном участке. С их помощью можно вскопать землю, постричь газон, запастись сеном, расчистить сугробы и перевезти грузы.

Благодаря широкому ассортименту дополнительного оборудования садовые тракторы и райдеры можно использовать круглый год. Так, в летнее время они позволяют обрабатывать большие площади земли, ухаживать за газоном, а зимой — убирать снег.
Мини–тракторы отличаются своей универсальностью. "Популярным навесным оборудованием является нож–снегоотвал, подметальная щетка, роторный снегоуборщик. Большинство моделей оборудованы прицепным устройством, к ним можно подключить небольшой прицеп, разбрасыватель песка зимой или удобрений летом", — говорит Артем Юркин, руководитель розничной сети ГК "Карекс".
Продавцы садовой техники отмечают рост интереса к тракторам и райдерам для ухода за газоном. "Спрос на мотоблоки и культиваторы снижается, так как обработка почвы становится все менее популярной. Люди делают выбор в пользу зеленого газона, а культиваторы и мотоблоки используются только на этапе подготовки площади для посева газона", — утверждает Артем Юркин.
Так, одно из основных преимуществ райдеров — высокая маневренность за счет шарнирно–сочлененной рамы. Радиус разворота составляет 75 см, при этом колея задних колес идет четко по колее передних. Косильная дека у них располагается спереди, что позволяет выкашивать траву до углов и в труднодоступных местах (например, под кустами) и обеспечивает легкий доступ для очистки.
Если к райдерам в зависимости от нужд клиента косильная дека выбирается, то садовые тракторы ею уже укомплектованы. Основное различие между ними состоит в том, что у трактора двигатель расположен спереди, у райдера сзади.
Мини–тракторы бывают с травосборником и без него. При отсутствии травосборника траву косят в режиме мульчирования или выбрасывают вбок. "Наиболее популярны модели с травосборником. Они могут иметь все четыре варианта выброса травы: мульчирование, боковой выброс, сбор в травосборник, задний выброс. На них могут устанавливаться как механическая коробка передач, так и гидростатическая", — добавляет Артем Юркин.
"Райдер — это прежде всего аппарат для кошения травы. Он для этого создавался, так его и нужно использовать. Райдер не может и по своей сути не должен обрабатывать землю, перевозить грузы, убирать снег. А мини–трактор делать все это просто обязан", — считает Константин Сагалов, генеральный директор ООО "ПО "Вулкан".

Выбор функций

Помимо цены основным критерием при выборе техники является мощность и производительность. Стоимость райдера с объемом двигателя 190 см3 и мощностью 4 л. с. начинается от 100 тыс. рублей. Цена на более производительные мини–тракторы стартует от 230 тыс. рублей и достигает 2 млн рублей. Топовые модели имеют широкий набор функций: круиз–контроль, фары для работы в ночное время, усилитель руля.
Навесное оборудование может увеличивать стоимость техники на 50–100%. Так, каждая дополнительная летняя опция (борона, косилка, культиватор и т. д.) обойдется в среднем в 10–30 тыс. рублей. Зимние опции стоят 20–80 тыс. рублей в зависимости от функциональности (от простой лопаты–отвала до фрезерно–роторного снегоочистителя).
Навесное оборудование выбирается индивидуально — в зависимости от сферы применения. "Сейчас все популярнее становится газонная косилка — дека с тремя ножами и шириной захвата 920 мм. Все чаще красивый ровный газон вытесняет картофельные поля. Но, конечно, орудия для обработки земли традиционно пользуются наибольшей популярностью: плуг, борона, культиватор", — отмечает Константин Сагалов.
Срок службы техники продлит соблюдение графика технического обслуживания.

Утилизационный отбор

Порядка 70% мини–тракторов сегодня приобретается для личного использования. Еще 30% продаж обеспечивают корпоративные клиенты: сельхозпроизводители, лесничества, коммунальные службы, яхт–клубы. При этом объем рынка мини–тракторов в России в натуральном выражении с 2014 года сократился в 5 раз, оценивает Владимир Андрющенко, генеральный директор ООО "Трактор". Так, по его данным, в 2014 году в стране было реализовано 10 тыс. мини–тракторов, в 2015 году — 4 тыс., в 2016 году — 2 тыс. (это 800 млн рублей в стоимостном выражении).
Рынок стал проседать из–за падения жизненного уровня населения и девальвации рубля, которая привела к росту цен на импортную технику. А постановление правительства РФ от 6 февраля 2016 года № 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним" обязало всех производителей мини–тракторов платить утилизационный сбор в размере 30–40% стоимости техники.
"После введения утилизационного сбора мини–тракторы в одночасье подорожали на треть. На словах нам обещали помочь, но за полтора года ничего не изменилось. В результате я как российский производитель несу убытки", — говорит Владимир Андрющенко.
По данным компании "Трактор", сегодня отечественные производители (еманжелинский "Трактор", петербургское ПО "Вулкан") контролируют 25% рынка мини–тракторов.
"Мы вышли на рынок мини–тракторов в апреле 2017 года. До этого в течение 2 лет велась разработка и проводились испытания. Мини–трактор "Митракс" — на 100% российская разработка. Производство всех узлов и комплектующих на 90% локализовано в России. Из иностранных комплектующих мы закупаем американские двигатели Briggs&Stratton, в Европе — колеса и сидения. В Китае мы приобретаем только светодиодные фары", — отмечает Константин Сагалов. Среди зарубежных производителей 85% импорта приходится на долю китайских брендов (Dongfeng, Jinma, Foton и др.). Сильные позиции у белорусского МТЗ–320 (5%), японских моделей Kubota и Shibaura (5%), южнокорейских Branson и финских Avant (до 5%).
Вся самоходная техника с объемом двигателя более 50 см3 подлежит постановке на учет. Управление транспортным средством без государственной регистрации грозит административным штрафом в размере 5 тыс. рублей или лишением права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев.