Петербургские биологи создали деловую настольную игру на экологическую тему и за полгода окупили вложения

Марат Сабиров (слева) и Алексей Колмаков.
Автор фото: Архив "ДП"
Марат Сабиров (слева) и Алексей Колмаков.
Автор фото: Архив "ДП"

 

Учредители и совладельцы ООО "Рубаха и Парень" — экологи, выпускники биофака СПбГУ Марат Сабиров и Алексей Колмаков. "Над названием мы думали долго, остановились на шуточном, — говорит Алексей Колмаков. — Это не клеится с разработкой деловых настольных игр, но вызывает улыбку".

С миру на игру

Алексей вспоминает, что открыть фирму партнеры решили, когда поверили в успех своей идеи — настольной игры Ecologic и в то, что это только первый проект из многих. Суть игры в том, что каждый игрок — это директор добывающей фирмы, его цель — заработать как можно больше очков и минимизировать вред от своих производств. "Многое мы делали интуитивно правильно, например защита интеллектуальной собственности и сертификация", — вспоминает Алексей.
Половину средств (98 тыс. рублей) на первый тираж игры Ecologic предприниматели собрали с помощью краудфандинга, еще половину составили личные накопления. Около 80% средств ушли непосредственно на издание тиража. Дизайн бесплатно сделали друзья–специалисты. Остальные затраты были как стандартными для начала своего дела (организация юрлица, торговая марка, сертификация), так и специфическими: электронные ключи и бухгалтерия, устройство для считывания банковских карт, код ISBN, необходимый печатным изданиям. Инвестиции окупились за полгода, но выручка у компании пока небольшая — около 700 тыс. рублей в год.
Сейчас в компании всего двое сотрудников (сами учредители), но есть постоянные фрилансеры: художники и дизайнеры, лекторы для мастер–классов. "Кроме того, в разных городах мы нашли партнеров, которые занимаются продажами и проведением мастер–классов, — рассказывает Алексей Колмаков. — Скажем, в Иркутске у нас есть коллега, которая в этом году провела уже третий турнир по нашей игре среди всех школ города. Говоря языком бизнеса, у нас есть бесплатная узко подобранная по целевой аудитории реклама".
В ближайшие полгода предприниматели планируют выпустить обновленную версию Ecologic и выйти на рынки США и Евросоюза, снова собрав инвестиции с помощью краудфандинга.

Советы начинающим

Алексей Колмаков рассказывает, что начинать бизнес в сфере разработки игр можно и без сотрудников, но лучше с партнером: дискуссии полезны для интересной игры. "Нужно небольшое помещение шоу–рума и склад. Настольная игра — это не "увидел — купил", она требует погружения. Сделать это можно только в подходящей обстановке. Если шоу–рум будет вдали от транспортных узлов, лучше его не арендовать — это пустая трата денег", — делится он.
Для разработки не нужно ничего, кроме головы и компьютера, а вот процесс печати гораздо дороже. Это принтеры, паттерны для резки сложных фигур, сырье (бумага и картон разной плотности), упаковочные материалы, краски. И помещение — офисом тут уже не ограничиться, придется снимать минимум 100 м2 в промзоне. "Сами мы пока до этого не доросли, работаем с типографиями, но есть такие планы", — поясняет Алексей.
Сейчас на российском рынке настольных игр лидируют несколько крупных игроков, они и производители, и продавцы. Это московские "Мир хобби" (магазины Hobbygames), "Стиль жизни" ("Игровед"), "Магеллан" ("Мосигра"). А также петербургская GAGAGames, которая начала разрабатывать свои игры недавно.
В компании отмечают, что кризис повлиял на рынок и положительно: клиенты разовым развлечениям (кино, кафе) все чаще предпочитают игры, которые служат им годами.