Нужно ли снова объединить Резервный фонд и ФНБ. Комментарий

 

Министерство финансов рассматривает возможность слияния Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, рассказал журналистам глава ведомства Антон Силуанов . По его словам, лишь часть ФНБ тратится на инфраструктурные проекты, остальные его средства и все деньги Резервного фонда расходуются на одно и то же – на покрытие дефицита бюджета, а потому логично объединить две эти структуры.
«Те решения, которые были приняты по ФНБ по инвестированию в инфраструктурные проекты, должны быть выполнены, - сказал Силуанов. - Но другая часть ФНБ - это тот же самый источник для финансирования расходов федерального бюджета, такие же средства, как и Резервный фонд. Не исключаю, что мы можем рассмотреть вопрос о консолидации ресурсов этих фондов, чтобы создать единый объем финансирования ресурсов источников дефицита бюджета».
Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году путем разделения Стабилизационного фонда.
Я с самого начала была против создания Резервного фонда и ФНБ. Это искусственное складирование налоговых доходов, которые получает страна от углеводородов и которые должны быть в бюджете, и размещение этих средств в чужих экономиках.
Разделение на ФНБ и Резервный фонд носит искусственный характер. Та часть ФНБ, которая якобы направляется на вложения в инфраструктуру, на самом деле просто размещена в активах. Это еще не значит, что средства реально идут на инвестиционные процессы. Деньги просто переложены из одного банка в другой, а то и продолжают находиться в том же банке, но уже в другой форме.
Из ФНБ на инвестиционные цели выделено 1,7 трлн рублей, а реальная инвестиционная реализация – не более 400 млрд рублей. Все остальное – это выпуск бумажных инструментов в виде акций компаний.
Поэтому главный вопрос – не слияние этих фондов или их разделение, главное – как эти деньги использовать. Первой задачей должно быть прекращение формирования этих фондов. Это абсурдная практика при дефицитном бюджете и осуществлении займов.
Мы с 2017 года вернулись к практике дефицитно-профицитного бюджета. Деньги от углеводородов размещаются в резервных фондах, а одновременно с этим осуществляются заимствования. Размещая деньги в фондах, мы искусственно раскручиваем объемы заимствований. И чем больше профицит бюджета, чем больше вложений в резервные фонды, тем больше у правительства возможностей осуществлять заимствования, которые при этом никому не видны. Это вреднейшая практика.
Оксана Дмитриева, депутат парламента Петербурга
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"