Блоги "ДП". Как инвесторы не замечают очевидных решений

 

Автор — управляющий партнер бизнес-школы "Вверх"
Результаты исследований показывают, что если кто-то даст вам 1 тыс. рублей, вы испытаете некоторый прирост удовольствия. Но если вы лишитесь 1 тыс. рублей, то испытаете неудовлетворенность, гораздо более значительную по силе, чем в предыдущем примере.
Иногда в Санкт-Петербург приезжают крупные чиновники. Чтобы их кортеж промчался из аэропорта до административных зон в центре города, все светофоры Московского проспекта переключают на зеленый. Автолюбители Питера такое событие называют зеленой волной. И очень радуются, когда по пути на работу удается в эту волну попасть. Но если вы замешкались или вышли из дома на несколько секунд позже обычного, и "зеленая волна" закончилась буквально перед вами, вас охватит злость. Переживание от упущенной возможности будет гораздо сильнее, чем удовольствие, возникшее у автолюбителей, которым повезло больше.
Наша склонность избегать потерь заставляет нас принимать глупые решения только ради того, чтобы сохранять привычный для нас контекст жизни. Мы стремимся защитить жизнь, которую уже имеем, и это может привести к тому, что мы будем слишком переоценивать ее качество по сравнению с возможностью жить лучше.
Когда собственнику компании необходимо принять решение об изменении продуктовой линейки или позиционировании на рынке, большинство найдут массу причин этого не делать. Беспокойство от идеи о возможной стратегической ошибке будет заставлять их принимать ошибочные решения. Многие компании обанкротились только лишь из-за того, что их собственники избегали принимать очевидное для всех остальных сотрудников решение.
В одном из проектов, в котором я управлял построением бизнес-процессов, я был свидетелем такой ситуации. Инвестор проекта, потратив восьмизначную сумму на развитие, получил от генерального директора отчет, согласно которому выбранная стратегия развития указывалась как ошибочная. Взамен были предложены два варианта новой стратегии. Причем оба варианта были вполне бюджетными и экономически даже более выгодными, чем существующий. Но нет! Инвестор не согласился с директором и предпочел продолжать инвестирование проекта в рамках ошибочной стратегии. Страх перед возможным неправильным выбором заставил его переоценить ценность проекта в текущем состоянии и подтолкнул сохранить его инвестирование. Итог: потраченные средства и мертвый проект.
Когда подобное происходит с крупными бизнесами — это очень заметное событие. Такое, к примеру, случались с Nokia и Konica. Обе компании определенно заметили изменения на рынке, но предпочли сохранить привычную стратегию. И поплатились.
А сколько микробизнесов умерли по той же причине, так и не достигнув состояния бизнеса? Не счесть. Итог всегда один: психология собственника напрямую влияет на здоровье его дела. Его мысли, страхи и ожидания заставляют его принимать определенные решения. Которые, в свою очередь, влияют на состояние дел в компании.
Это тот случай, когда стоит прислушиваться к голосам вокруг и иметь смелость к экспериментам — это может стать мостом в будущее вашего бизнеса.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"