Экзамен на знание бизнеса. Как петербурженка Анастасия Панкина зарабатывает на подготовке к ЕГЭ

Автор фото: Валентин Беликов

Открыв курсы подготовки школьников к ЕГЭ, лауреат конкурса  "Gazelle Бизнеса 2017" Анастасия Панкина смогла за 3 года нарастить оборот с 3,9 млн до 7,2 млн рублей – прирост составил 84%. Российский рынок дополнительного образования растет.

Предпринимательница Анастасия Панкина, организовавшая курсы по подготовке школьников к ЕГЭ и ОГЭ, усматривает зависимость между колебаниями выручки своей компании "101 балл" и рождаемостью в каждом конкретном году. Так, резкое снижение оборота в 2015 году до 3,5 млн рублей оказалось следствием демографического провала в 1997-1998 годах.
"К счастью, в последующие годы рождаемость пошла в рост", — рассказывает Анастасия Панкина. — Поэтому в 2016 году увеличился поток клиентов". Тогда предпринимательница повысила цены примерно на 20% — решение позволило нарастить оборот в 2 раза.
Последний день сдачи ЕГЭ в 2017 году придется на 19 июня, дальше последуют резервные дни. Вместе с тем уже сейчас выпускники петербургских школ 2018 года начинают записываться на новые курсы подготовки к тестированию.

Курс на Россию

До августа 2017 года Анастасия Панкина намерена расширить компанию и открыть второй офис на севере Петербурга. Первый находится на Невском пр., помещение площадью 110 м2 включает четыре класса. В аренду и закупку мебели для северного офиса владелица "101 балла" вложит 300 тыс. рублей, однако сумма не учитывает самую затратную часть — рекламу. Также будущее расширение предусматривает запуск франшизы, предпринимательница начинает процесс привлечения партнеров для открытия курсов во всех городах России с населением более 500 тыс. человек. Переговоры ведутся с тремя партнерами.
Всего в штате компании 15 преподавателей школ Петербурга, которые подготавливают к ЕГЭ до 120 школьников в течение года. Начинаются курсы в октябре и заканчиваются в июне, при этом еженедельно проходит одно занятие по каждому предмету, включающее 3 часа подготовки.

Офлайн и онлайн

  
"Российский рынок дополнительных образовательных услуг растет, при этом репетиторы, обучающие на дому, уходят на второй план. Лет шесть назад родители признавали только их, сейчас ситуация меняется", — рассказывает Анастасия Панкина. Предпринимательница объясняет тенденцию увеличением общего числа репетиторов, среди которых становится все сложнее найти профессионала. "Кроме того, курсы выигрывают в техническом обеспечении — есть проекторы", — говорит владелица "101 балла". В Петербурге работает до 50 компаний и несколько тысяч преподавателей, предлагающих курсы подготовки к ЕГЭ, среди которых "Центр 21 век", обучающий центр "Пять из пяти", "Твоя школа" и пр. Объем этого рынка в России как минимум равен 5 млрд рублей.
По данным East-West Digital News, общий объем российского рынка дополнительных образовательных услуг для школьников по итогам 2016 года оценивался в 130,3 млрд рублей, и, по прогнозам, в среднем показатель будет увеличиваться на -–3% в год, к 2021 году достигнув 149,2 млрд рублей.
С точки зрения Евы Яздовской, директора компании "Центр 21 век", в середине июня случился всплеск спроса на услуги по подготовке к ЕГЭ — школьники заранее записываются на курсы.
Основным трендом 2017 года стало увеличение спроса на онлайн-курсы, чему отчасти способствовал апрельский теракт в Петербурге — родители теперь менее охотно отпускают детей на учебу. Поскольку необходимости в аренде помещений и закупке мебели нет, онлайн-курсы стали популярным стартапом среди начинающих бизнесменов. Молодые предприниматели охотно идут в этот бизнес, поскольку думают, что он не требует больших вложений. Однако, чтобы курсы оставались востребованными, приходится постоянно инвестировать в рекламу, причем не только в пик сезона, но и на протяжении всего года. "Ежегодно появляются молодые компании, не понимающие того, что уровень затрат на организацию курсов высокий, они дают рекламу осенью и оказываются в итоге без клиентов", — рассказывает Ева Яздовская.
Тем не менее среднегодовой прирост образовательной индустрии онлайн в России составляет, по разным оценкам, 17-25%. Если в 2016 году на онлайн-образование приходилась доля 1,1% (20,7 млрд рублей) всего рынка, то к 2021 году эксперты ожидают роста доли до 2,6% (53,3 млрд рублей).