Инна Рейхард Все статьи автора
14 июня 2017, 13:32 1512

Экзамен на знание бизнеса. Как петербурженка Анастасия Панкина зарабатывает на подготовке к ЕГЭ

Фото: Валентин Беликов

Открыв курсы подготовки школьников к ЕГЭ, лауреат конкурса  "Gazelle Бизнеса 2017" Анастасия Панкина смогла за 3 года нарастить оборот с 3,9 млн до 7,2 млн рублей – прирост составил 84%. Российский рынок дополнительного образования растет.

Предпринимательница Анастасия Панкина, организовавшая курсы по подготовке школьников к ЕГЭ и ОГЭ, усматривает зависимость между колебаниями выручки своей компании "101 балл" и рождаемостью в каждом конкретном году. Так, резкое снижение оборота в 2015 году до 3,5 млн рублей оказалось следствием демографического провала в 1997-1998 годах.

Экзамен на зрелость. Лев Лурье про обязательный ЕГЭ по истории

Экзамен на зрелость. Лев Лурье про обязательный ЕГЭ по истории

2033
Лев Лурье, историк

"К счастью, в последующие годы рождаемость пошла в рост", — рассказывает Анастасия Панкина. — Поэтому в 2016 году увеличился поток клиентов". Тогда предпринимательница повысила цены примерно на 20% — решение позволило нарастить оборот в 2 раза.

Последний день сдачи ЕГЭ в 2017 году придется на 19 июня, дальше последуют резервные дни. Вместе с тем уже сейчас выпускники петербургских школ 2018 года начинают записываться на новые курсы подготовки к тестированию.

Курс на Россию

До августа 2017 года Анастасия Панкина намерена расширить компанию и открыть второй офис на севере Петербурга. Первый находится на Невском пр., помещение площадью 110 м2 включает четыре класса. В аренду и закупку мебели для северного офиса владелица "101 балла" вложит 300 тыс. рублей, однако сумма не учитывает самую затратную часть — рекламу. Также будущее расширение предусматривает запуск франшизы, предпринимательница начинает процесс привлечения партнеров для открытия курсов во всех городах России с населением более 500 тыс. человек. Переговоры ведутся с тремя партнерами.

Всего в штате компании 15 преподавателей школ Петербурга, которые подготавливают к ЕГЭ до 120 школьников в течение года. Начинаются курсы в октябре и заканчиваются в июне, при этом еженедельно проходит одно занятие по каждому предмету, включающее 3 часа подготовки.

Офлайн и онлайн

  
Рейтинг популярных школ Петербурга-2017: где учат будущих гениев

Рейтинг популярных школ Петербурга-2017: где учат будущих гениев

60783
Елена Владыкина

"Российский рынок дополнительных образовательных услуг растет, при этом репетиторы, обучающие на дому, уходят на второй план. Лет шесть назад родители признавали только их, сейчас ситуация меняется", — рассказывает Анастасия Панкина. Предпринимательница объясняет тенденцию увеличением общего числа репетиторов, среди которых становится все сложнее найти профессионала. "Кроме того, курсы выигрывают в техническом обеспечении — есть проекторы", — говорит владелица "101 балла". В Петербурге работает до 50 компаний и несколько тысяч преподавателей, предлагающих курсы подготовки к ЕГЭ, среди которых "Центр 21 век", обучающий центр "Пять из пяти", "Твоя школа" и пр. Объем этого рынка в России как минимум равен 5 млрд рублей.

По данным East-West Digital News, общий объем российского рынка дополнительных образовательных услуг для школьников по итогам 2016 года оценивался в 130,3 млрд рублей, и, по прогнозам, в среднем показатель будет увеличиваться на -–3% в год, к 2021 году достигнув 149,2 млрд рублей.

С точки зрения Евы Яздовской, директора компании "Центр 21 век", в середине июня случился всплеск спроса на услуги по подготовке к ЕГЭ — школьники заранее записываются на курсы.

Основным трендом 2017 года стало увеличение спроса на онлайн-курсы, чему отчасти способствовал апрельский теракт в Петербурге — родители теперь менее охотно отпускают детей на учебу. Поскольку необходимости в аренде помещений и закупке мебели нет, онлайн-курсы стали популярным стартапом среди начинающих бизнесменов. Молодые предприниматели охотно идут в этот бизнес, поскольку думают, что он не требует больших вложений. Однако, чтобы курсы оставались востребованными, приходится постоянно инвестировать в рекламу, причем не только в пик сезона, но и на протяжении всего года. "Ежегодно появляются молодые компании, не понимающие того, что уровень затрат на организацию курсов высокий, они дают рекламу осенью и оказываются в итоге без клиентов", — рассказывает Ева Яздовская.

Тем не менее среднегодовой прирост образовательной индустрии онлайн в России составляет, по разным оценкам, 17-25%. Если в 2016 году на онлайн-образование приходилась доля 1,1% (20,7 млрд рублей) всего рынка, то к 2021 году эксперты ожидают роста доли до 2,6% (53,3 млрд рублей).  

Новости партнеров
Реклама