Блоги "ДП". Когда нужно отпустить компанию в свободное плавание

 

Автор — управляющий партнер бизнес-школы "Вверх"
Когда предприниматель понимает, что по уши погружен в операционную деятельность и пять лет не был в отпуске — в его делах наступает эра помощников.
Он нанимает себе людей, которые помогают ему справиться с возросшим количеством клиентов, разгребать увеличившееся количество документов и производить большее количество продуктов или услуг. Очень быстро он начинает замечать, что каждый помощник уступает ему в профессионализме. Сначала он возмущается. Потом обучает их. Радуется их первым успехам и своей увеличившейся прибыли. Они покидают компанию. Он нанимает новых, и все начинается с начала.
Он знает, что он — ключевой сотрудник, носитель всех знаний о компании и ее деятельности. Как продавать, кому продавать, как производить, доставлять, оформлять документы и проводить переводы — все это он знает лучше остальных, и на любой вопрос у него есть ответ. Большинство собственников компаний считают, что именно так и должно быть. Особенно в этом убеждены женщины, которые развивают свой бизнес. Одна моя знакомая, когда говорила о своих сотрудниках, даже использовала особые обороты. Часто она называла их мои дети или могла сказать "они без меня не выживут", когда нужно было искать деньги на выплату зарплат во время кассового разрыва. Бесспорно, такой взгляд на свой бизнес даже льстит, ведь сам себе кажешься значительным по сравнению с сотрудниками. Почти что всемогущим.
Но вот проблема: это делает собственника заложником своего собственного бизнеса, а бизнес — заложником собственника. Собственник не может посвятить себя новому делу или уехать в кругосветное путешествие. Его бизнес тут же зашатается и начнет приносить меньше денег, а то и вовсе требовать вливаний из кармана собственника, чтобы оставаться на плаву. В свою очередь, бизнес становится зависим от настроений своего создателя. Уехал в отпуск, приболел, влюбился или обленился — это моментально будет сказываться на прибыли и качестве продукта или услуг. Потому что собственник — это то узкое место, которое ограничивает развитие бизнеса.
Известно правило, согласно которому пропускная способность системы равна пропускной способности самого узкого места в ней. То есть если у нас есть трубы 60 см и 80 см, соединенные между собой переходником в 20 см, то общая пропускная способность таких труб будет всего 20 см. Собственник — это то узкое место, которое с ростом бизнеса необходимо устранить, вывести из операционной деятельности.
Первое, что необходимо для этого сделать, — быть готовым отпустить компанию в свободной плавание. О ужас, что я говорю! Те, кто это слышат, обычно испытывают панику.
Как контролировать людей, как управлять процессами? Создавать правила игры! Посмотрите на свою компанию как на игру с участниками, которые имеют разные характеристики, и каждый должен достичь определенной цели, которая в вашей игре заложена. При этом сделать это можно только по определенным правилам, которые вы же и запрограммируете. Снабдите эту игру системой поощрений. Поощряйте за те действия и результаты, которые нужны для развития системы, и оставьте без внимания действия, которые никак этому не помогают. Пропишите это все в регламентах и скриптах, прикажите использовать в ежедневной деятельности.
Наблюдайте. Вводите изменения в правила. Снова наблюдайте за тем, как изменятся результаты работы вашей системы. И снова вводите новые правила, которые бы улучшили результативность ее работы. В этот момент вы входите в эру делегирования и системы. В эру бизнеса.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"