Волны кризиса и такие стойкие gazelle

 

Редакция газеты "Деловой Петербург" в 14–й раз собирает рейтинг "Gаzelle Бизнеса", и лишь некоторые годы в середине 2000–х были для наших gazelle спокойными и радостными, когда креативность можно было применять по назначению — для увеличения темпов бега и высоты прыжков своих компаний, опираясь на экономическую стабильность. Начиная с 2008 года нет покоя малым и средним компаниям: волны кризиса, сначала всемирного экономического, затем и политического, который отозвался обвалом цен на нефть и скачками валютного курса, накрывают компании, некоторые из них замедляют свой рост или вовсе демонстрируют падение оборотов.
Принимая во внимание неустойчивое положение в экономике, сравнимое разве что с петербургской погодой, мы включили в рейтинг "Gazellе Бизнеса" и те компании, у которых в один год из последних трех оборот рос, в другой снижался. Рост оборота в один или два года из трех все равно засчитывается как признак газельности компании. По международным правилам газелей прирост оборота каждый год из последних трех (компания должна работать на рынке и в нулевой год, и, таким образом, полных лет жизни компании должно быть четыре) — не меньше 20%. Сумма разницы прироста оборотов за последние 3 года лежит в основе рейтинга "Gazelle Бизнеса".
Участие в рейтинге все 14 лет бесплатное и добровольное. Одно московское издание как–то несколько лет назад заявляло о рейтинге российских компаний–газелей, данные о которых были приобретены у Росстата.
Мы попробовали несколько лет назад так же купить статистические данные у "Петростата", нашли несколько тысяч компаний, у которых рост оборота составлял более 20%, но, попробовав наугад найти фактически хотя бы несколько живых из них, наткнулись на фиктивные адреса и глухие заборы вместо вывесок. И тогда мы поняли, что собирать данные о рейтинге нужно, все–таки основываясь на признаках добровольности. Если компания не только растет, внедряет новые идеи и технологии, но она еще и открытая, делится своими данными финансовой отчетности, значит, это точно gazelle, а не фабрика–прачечная по отмыванию денег.
Что можно сказать про точки роста 2014–2016 годов: впервые за всю историю проекта SuperGazelle стала компания, которая занимается промышленным дизайном. Это значит, что российская промышленность развивается, невзирая ни на какие вызовы, и дизайн востребован не менее, чем передовые технологии. Это так по–петербургски. Недаром городу прочат новый вектор развития — моду и дизайн. На втором и третьем месте — строительная и инжиниринговая компании. Это определенно радует.