Выгодна ли юристам уголовно-правовая практика

 

Автор управляющий партнер "Ивановы и партнеры"
Многие коллеги говорят о бурном росте рынка уголовно–правовой защиты бизнеса: мол, в условиях кризиса это почти самое перспективное направление. Но по итогам прошлого года мы обнаружили, что уголовно–правовая практика нашего петербургского офиса заметно ухудшила свои показатели. При росте объемов работы доходность этого направления сильно упала: шесть адвокатов во главе с партнером трудились не поднимая головы, а прибыли не было.
Проанализировав эти показатели, мы приняли непростое решение: сократить уголовно–правовую практику и расстаться с партнером. Из шести юристов четверо ушли в свободное плавание, а в фирме осталось только два адвоката, которые ведут лишь избранные уголовные процессы.
Мы традиционно работали с должностными и экономическими преступлениями, клиентами были бизнес и бывшие чиновники. Теперь уголовно–правовое направление осталось лишь как опция в обслуживании клиентов по другим практикам.
На освободившиеся места мы взяли четырех юристов, специализирующихся на трудовом и конституционном праве. Возглавил новую практику конституционного и трудового права Виктор Кауров, до недавнего времени работавший советником судьи Конституционного суда РФ.
За этим направлением мы видим большое будущее, потому что правовая культура работников в России быстро растет и все большее число людей активно привлекает юристов для защиты своих прав в спорах с работодателями.
А предпосылки для возникновения таких споров обусловлены кризисом и техническим прогрессом: компании, оказавшиеся в сложных ситуациях, первым делом пытаются сократить штат, а компании развивающиеся — внедрить технологии, заменяющие людей автоматами.
Кроме того, мы собираемся развивать конституционное направление — сопровождение обращений граждан в Конституционный суд РФ, а также в Европейский суд по правам человека. Несмотря на сложности с исполнением решений этого суда в России, это направление нельзя недооценивать.
При этом ключевой практикой у нас было и остается семейно–наследственное право. Все больше идет бракоразводных процессов с участием крупных и средних предпринимателей. Здесь также заметна четкая тенденция к увеличению количества споров с участием иностранных граждан и с имуществом, находящимся за рубежом. Чтобы должным образом охватить этот — понятно, наиболее доходный — сегмент, мы заключили партнерские договоры с семейными адвокатами в странах Евросоюза.
Мы ориентируемся на топ–менеджеров и собственников крупного бизнеса, для разрешения споров с их участием используем медиацию. К необходимости наличия в штате фирмы медиатора мы пришли достаточно давно в связи с большим объемом семейных кейсов, занимающих до 50% наших практик, разрешение которых лишь в суде неэффективно, так как истинные интересы доверителей часто не совпадают с их позицией как стороны в судебном разбирательстве.