Миллионы неудачников. "ДП" изучил реальный предпринимательский опыт тренеров, учащих богатеть других

Рынок бизнес-тренингов в Петербурге ежегодно растет на 10-20%. Сотни людей считают нужным купить советы в надежде на успех. Но далеко не все тренеры, как выясняется, имеют собственный удачный опыт в бизнесе. Можно ли научить реальному делу по учебникам — вопрос философский, но, во всяком случае, заработать на этом можно точно.

По итогам этого года объем рынка бизнес-тренингов превысит 400 млн рублей, говорят владельцы тренинговых центров. Участников не так много — стабильно на рынке работает около 50 тренеров. Как правило, они оформляют ИП, гораздо реже работают через ООО. По словам предпринимателей, от 25% до 50% выручки в этом бизнесе принято тратить на маркетинг и привлечение клиентов-учеников. С учащимся традиционно заключают договор услуг. По нему, тренер обязан провести определенное количество занятий, и не более того. Качество и эффективность таких лекций в договоре как правило не оговариваются. За месячный курс занятий ученики платят, по подсчетам "ДП", в среднем 20 тыс. рублей, максимум — около 100 тыс. рублей.
Особо отметим, что бизнес-тренеры стараются обходить стороной щекотливый вопрос о том, где же они сами почерпнули знания о создании успешной компании. "ДП" изучил собственные достижения раскрученных петербургских тренеров в запуске и развитии бизнеса. Оказалось, что большинство преподавателей похвастаться удачными стартапами не могут. Больше того, некоторые находчивые преподаватели и вовсе представляются бенефициарами компаний, в которых о них ничего не знают. И даже если считать сами тренинги бизнесом их владельцев, назвать эти проекты успешными в большинстве случаев крайне сложно. На практике бизнес-школы — это мелкий бизнес, приносящий зачастую минимальную прибыль.

Молодежь, коучинг и целый миллиард

Проект "Бизнес-молодость", пожалуй, самый раскрученный бизнес-тренинг в России. Школа была основана в Москве в 2010 году уроженцами Чебоксар Петром Осиповым и Михаилом Дашкиевым. Одновременно в 2010 году появился и филиал "Бизнес-молодости" в Петербурге. Он, как и представительства в других городах, работает по принципу кинотеатра — организует видеотрансляции лекций из Москвы. Их ведут, как правило, сами Осипов и Дашкиев.
Свою карьеру тренеры описывают охотно и красочно. Так, Петр Осипов, по его словам, после завершения обучения в университете в Москве работал помощником у одного из депутатов Госдумы, правда, имя своего работодателя он категорически отказывается называть. Установить, кто мог быть тем самым таинственным депутатом, "ДП" не удалось. Затем Осипов преподавал ораторское искусство, в том числе с известным тренером Радиславом Гандапасом. В этот период, в 2011 году, он познакомился с Михаилом Дашкиевым, который тогда владел 16% компании "Энергосберегающие системы", производящей светодиодные лампы. По данным СПАРК, компания была микропредприятием, бухотчетность не публиковала, а в 2015 году и вовсе вошла в состав другой небольшой фирмы "КомПромСервис", к которой Дашкиев уже не имел никакого отношения. Бизнес-партнеры Дашкиева по "Энергосберегающим системам" Сергей Вотунин и Павел Овсянников создали новую компанию "Эско групп". Она чуть успешнее, чем предшественник: по данным СПАРК, работает с годовым оборотом около 22 млн рублей. Но Михаил Дашкиев к этому бизнесу опять же отношения не имеет. Этим, собственно, и ограничивается опыт двух ведущих спикеров "Бизнес-молодости" в ведении собственного бизнеса.
В апреле 2017 года Петр Осипов заявил в интервью председателю совета директоров АО "Тинькофф Банк" Олегу Тинькову, что его бизнес-тренинги вышли на годовой оборот около 1 млрд рублей. Однако, по данным бухгалтерской отчетности тренинговых компаний в СПАРК, их суммарный оборот по итогам 2015 года составлял около 185 млн рублей. В начале 2016 года ООО "Бизнес-молодость", ООО "БМ Старт", ООО "БМ Сервис" и ООО "Мастер Групп" — юрлица, в рамках которых работают тренинги, — были объединены в холдинг под названием "Форум". Он на паритетных условиях принадлежит Осипову и Дашкиеву. Эта компания еще не предоставила свою бухотчетность. Но десятикратный рост оборота тренингов за год маловероятен.
В московском офисе "Бизнес-молодости" заверили, что передали вопросы "ДП" руководству компании, но ответов так и не последовало. Руководитель петербургского филиала "Бизнес-молодости" Екатерина Конева пояснила, что местные тренинги работают через ее ИП "Конева Екатерина". До работы в "Бизнес-молодости", по словам Екатерины, она владела турфирмой ООО "Лето", однако в ЕГРЮЛ нет и не было туристических компаний "Лето" с собственником по имени Екатерина Конева. Рассказать подробнее, что это была за фирма, собеседница не смогла. Из туристической сферы Екатерина Конева, по ее словам, ушла, потому что осознала, что современные сервисы и технологии сделали туристический менеджмент бессмысленным, а вот на бизнес-тренинги сейчас есть спрос.
"Тренеры "Бизнес-молодости" не скрывают свои знания, которые черпают из книг и обучения за границей. Осипов и Дашкиев недавно учились в США, а также учились у Тоби Робинсона (прямая речь собеседницы сохранена без изменений; вероятно, она имела ввиду тренера Энтони Роббинсона  - ред. dp.ru) в Лондоне. Я сама раньше посещала мероприятие с Дашкиевым и Осиповым для развития собственного бизнеса. Потом, в декабре 2015 года, меня пригласили на собеседование, предложили руководить петербургским филиалом в декабре 2015 года", — рассказывает Конева.
Основной товар "Бизнес-молодости" в Петербурге — курсы "Интенсив", где за 2 дня и 8 тыс. рублей ученикам объясняют, как найти свою нишу в бизнесе и начать работать, а также тренинг "Цех" — трансляция двухмесячного коучинга из Москвы за 45-55 тыс. рублей или VIP-показы за 155 тыс. рублей (люди, купившие их, смотрят видеолекции с такими же "випами"). По словам представителя "Бизнес-молодости" в Петербурге, местный курс "Цеха" собирает 400-500 слушателей, московский — 2  тыс. слушателей.

КОММЕНТАРИИ

Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК "Теорема"
Как мне мудро сказал один мой приятель: как только ты... (цензурный синоним — потратил) свои деньги, ты становишься экспертом, а когда ты... (потратил) чужие — становишься консультантом. Тренеры часто пытались навязываться мне и сотрудникам моей компании, но я их всех всегда прошу забыть мой телефон.
Евгений Финкельштейн, президент Корпорации PMI
В теории бизнес тоже иногда полезен. Не вижу ничего плохого в учебе. Но мне кажется, что если человека нужно учить, то его не нужно учить. Ты можешь получить какие-то новые знания по управлению бизнесом, но вряд ли это поможет. Возможно, топ-менеджерам, которые не владеют бизнесом, это и пригодится, но это не решит глобальные проблемы вашего бизнеса. Сам я к услугам бизнес-тренеров не прибегал.

Поставьте Like

По такой же схеме (показ видеолекций), как и "Бизнес-молодость", в Петербурге работает "Лайк Центр" москвича Аяза Шабутдинова. До 150 человек покупают за 1 тыс. рублей ознакомительный трехдневный курс "Концентрат" о том, как запустить свой успешный бизнес. Фактически это абонемент на просмотр видеолекций. Затем около трети аудитории "Концентрата" покупают 6-недельный курс "Долина" за 25-35 тыс. рублей, где те же приемы запуска своего успешного бизнеса описываются более подробно. Видеотрансляции проходят раз в неделю, ученикам дают домашние задания. В Петербурге студентов "Долины" курирует тренер Александр Комягин. Получив вопросы "ДП", он перестал брать трубку. Ему принадлежит несколько микрокомпаний и половина ООО "Лайк центр спб".
Тренинговая школа "Лайк" входит в одноименный холдинг Аяза Шабутдинова. Широкой общественности, пожалуй, наиболее известен один из бизнесов этого холдинга — сеть точек по продаже кофе с собой Coffee Like. У бренда развита работа по франшизе. По словам предпринимателя, именно кофейни, а также хостелы и, собственно, тренинговые центры — наиболее прибыльные его бизнесы. Кроме них, по данным сайта холдинга Like, в него входит еще 23 компании, а также 38 проектов, находящихся в разработке. В Петербурге действует 20 кофеен и четыре хостела на Среднем и Загородном проспектах, набережной реки Карповки и Театральной площади, работающих через ИП "Дудин Виктор Дмитриевич" и "Шаренков Григорий Олегович".
Тем не менее, по данным СПАРК, совокупный оборот компаний, упомянутых на сайте холдинга "Лайк", по итогам 2015 года составляет не более 100 млн рублей (отчетность компаний за 2016 год еще не представлена). Наибольший оборот был у тренингового ООО "Лайк Центр" — 59 млн рублей, однако в прошлом году Аяз Шабутдинов продал компанию Айрату Исмагилову, а 2 июня она была ликвидирована.
При этом ООО "Холдинг Лайк" — вероятно, юрлицо, управляющее многочисленными небольшими бизнесами Шабутдинова, — и вовсе зарегистрировано в сейшельском офшоре и при обороте в 2 млн рублей закончило 2015 год с убытком.

А кто такой Максим?

Две эти московские бизнес-школы занимают 65% рынка бизнес-тренингов в Петербурге, оценивают игроки рынка. На "Бизнес-молодость" приходится 50%, на "Лайк Центр" — 15%. Еще 20% рынка между собой поровну делят бизнес-школа "Вверх" Владимира Мариновича и курсы "Бизнес-квартира" Владимира Кравчука. К ним мы еще вернемся.
Оставшуюся долю 15% делят между собой многочисленные небольшие тренинговые центры и самостоятельные тренеры. Каждый из них проповедует свой путь к успеху. Например, центр "Шмель" проводит месячные курсы стоимостью до 50 тыс. рублей, где студентов учат, по словам совладельца центра Максима Хирковского, "быть мотивированными на работу". Предприниматель зарегистрировал ООО "Шмель" совместно с бизнес-партнером Евгением Шлеенковым недавно, осенью 2016 года.
До этого, по словам Хирковского, он развивал бизнес-школу "Вверх" совместно с Владимиром Мариновичем, бывшим топ-менеджером представительства Get Taxi в России и сети магазинов "Улыбка Радуги" и "Гирлянда". Школа "Вверх" еженедельно проводит занятия для 50 человек в помещении Сбербанка на канале Грибоедова. Посещение занятия стоит 1,5 тыс. рублей, индивидуальные консультации — от 10 тыс. рублей. Среди состоявшихся предпринимателей эта школа считается одной из самых эффективных.
Однако в ЕГРЮЛ какие-либо деловые отношения Хирковского и Мариновича не отражены: совместных бизнесов у них не было. Владимир Маринович рассказал "ДП", что после короткого периода сотрудничества с Хирковским как наемным сотрудником понял, что тот, как и многие другие тренеры, пытается учить наивных студентов тому, в чем сам не разбирается, и поспешил с ним расстаться. "Так называемые тренеры считают, что достаточно прочитать несколько книг и можно идти в консалтинг. Это фальшивая монета. В нашей бизнес-школе "Вверх" собраны эксперты, каждый из которых имеет реальный, настоящий бизнес-опыт в тех дисциплинах, которые преподает", — говорит Владимир Маринович.
Впрочем, Максим Хирковский с этим мнением не согласен и считает себя успешным бизнесменом. В разговоре с "ДП" он заявил, что совладельцы "Шмеля" являются совладельцами интернет-магазина по продаже кофе и кофемашин "Димаэстри" и строительной компании "Евродом". По данным ЕГРЮЛ, у самого Хирковского долей в этих компаниях нет. "Димаэстри" принадлежит его бизнес-партнеру по тренингам Евгению Шлеенкову. Собственником "Евродома" является предприниматель Александр Тодорук. "Максима Хирковского знаю как партнера Евгения Шлеенкова, который и является моим партнером по бизнесу в компании "СК-Евродом", — уточнил он.

Квартирный вопрос

Еще один лидер рынка бизнес-тренингов, проект "Бизнес-квартира", был основан предпринимателем Артуром Мурадяном летом 2012 года. Он утверждает, что в 2007-2010 годах был соучредителем ночного клуба "Жара" (закрылся в 2014 году) и суши-бара "Уми" (действующее небольшое кафе на Московском проспекте в районе Сенной площади). Но, по данным ЕГРЮЛ, никаких бизнесов, кроме доли в "Бизнес-квартире", у Мурадяна не было. У него даже не зарегистрировано собственное ИП.
В 2015 году Артур Мурадян вышел из проекта "Бизнес-квартиры" и, по его словам, занимается регистрацией нового юрлица для собственного тренинга об инвестициях и работе на фондовой бирже "ФинДиктат". Впрочем, тренинги он проводит уже сейчас. Полугодовой курс стоит 55 тыс. рублей, но если освоить инвестиции нужно срочно, то двухмесячную программу "ФинДиктат Бизнес" можно пройти за 35 тыс. рублей.
"Настоящий бизнес-тренер в первую очередь методолог. Сначала учит, как обучаться, потом мотивирует, потом дает инструменты, потом это все закрепляет. Это целая наука, и ею в России мало кто занимается. Дилетантов много, но дилетантство здесь, по-моему, выражается не в том, что у тренера нет своих миллиардных активов, а в том, что человек начинает тренировать, прочитав три книги о бизнесе", — говорит Артур Мурадян. Сам тренер окончил ИНЖЭКОН (ныне СПбГУЭ) по специальности "обеспечение экономической безопасности бизнеса".
Выходу Мурадяна из бизнеса предшествовал скандал. "Бизнес-квартиру" поймали на фальшивых позитивных отзывах предпринимателей об их тренингах. На сайте "Бизнес-квартиры" были опубликованы рекомендации от экс-директора по маркетингу "ВКонтакте" и основателя продюсерского центра видеоблоггеров "Абрикос Медиа" Ярослава Андреева и от владельца одного из самых успешных петербургских стартапов, производителя шоколада Shokobox Андрея Шаркова. Бизнесмены заявили, что понятия не имеют, что такое "Бизнес-квартира", и никогда никому не рекомендовали эти тренинги. Представители школы сослались на то, что отзывы случайно были скопированы на сайт "Бизнес-квартиры" с сайтов прошлых проектов ее владельцев.
Семинары "Бизнес-квартиры" теперь проводит экс-бизнес-партнер Мурадяна Владимир Кравчук. Занятия длятся 2 дня: за 8 тыс. рублей ученик получает видеозапись тренинга, пять книг и список из 500 ниш для начала бизнеса, а за 50 тыс. — то же самое плюс консультации экспертов в течение 2 месяцев, дополнительный тренинг, контакты других выпускников и контакты основателей "Бизнес-квартиры". Несмотря на немаленькие расценки, ООО "ВК", через которое работает тренинговая школа, закончило 2015 год с убытком 819 тыс. рублей. Более свежих данных отчетности в СПАРК нет.
Владимир Кравчук на тренингах представляется как основатель сети копицентров, не сообщая их названия, и сети кондитерских "Сытый дядя", которые он удачно продал в 2011 году. Сейчас сеть больше не работает. Также Владимир Кравчук заверил "ДП", что основал 21 сверхприбыльную компанию. Однако в ЕГРЮЛ данные об этом отсутствуют. Полный тезка Кравчука владеет только одним ООО "Праздник", которое занимается организацией праздников. Организация молодая и пока успела отчитаться только о выручке в 2 тыс. рублей по итогам 2015 года. Перечислить хотя бы некоторые из 20 успешных компаний Кравчук отказался, но назвал свой самый прибыльный бизнес — ООО "Изба". Как выяснил "ДП", компания строит дома из срубов дерева и принадлежит предпринимателю Александру Гарбаруку. Владимир Кравчук, впрочем, некоторое отношение к "Избе" имеет — ведет соцсети фирмы, и, как сообщил "ДП" Гарбарук, организовал одно из направлений работы компании — строительство домов под ключ. Сейчас в "Избе" он занимается привлечением инвестиций и поиском заказов. Несмотря на то что Владимир Кравчук не является соучредителем юридического лица "Изба", Александр Гарбарук называет его своим партнером.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Рябых, владелец "Школы интернет-буржуя" (имеет 17-летний опыт ведения бизнеса, первый бизнес основал в 2000 году — ООО "Веб-Мастер", которое занималось созданием сайтов, и в частности сделало сайты интернет-газет "Фонтанка" и "47news"):
Должен ли бизнес-тренер иметь серьезный опыт ведения бизнеса до того, как он начнет вести свою консалтингово-образовательную деятельность? Мое мнение как бизнесмена с 18-летним стажем: обязательно должен. Бизнес — это скорее навык, мастерство, а не теоретическое знание. Этот навык важно получать у успешных мастеров. Я лично учу только тому, что сам прошел, то есть повышению прибыльности и эффективности малого бизнеса.

Денежное мышление вместо бухучета

Вряд ли могут похвастаться успешным опытом в бизнесе и многие другие школы. Например, владелица тренинговой школы "Акконти" Мария Палевская, по данным СПАРК, никогда не была владелицей каких-либо еще бизнесов, кроме, собственно, ООО "Акконти" (стоимость курса занятий — 30 тыс. рублей, в школе делают акцент на интернет-маркетинге, личностном росте и нейролингвистическом программировании).
Палевская заверила "ДП", что зарабатывает на организации работы тайных покупателей, а также на создании и продвижении сайтов. Возможно, эти услуги она оказывает через то же ООО "Акконти", тем более что услуга тайных покупателей предлагается прямо на официальном сайте ее тренингового центра "Акконти". Если это так, то совокупный оборот всех бизнесов предпринимательницы, по данным СПАРК, очень скромен — 3,1 млн рублей в год. Однако бизнес у нее хоть и маленький, но определенно успешный: чистая прибыль компании составила 2,8 млн рублей в год.
Тренеры школы, по словам Марии Палевской, тоже "прекрасно зарабатывают деньги и не на тренингах". Однако о каком именно виде заработка идет речь, она не уточнила. Но на тренингах они и правда должны неплохо зарабатывать. Так, тренер Елена Лаврик, например, берет за 1 день занятий под своим руководством 30 тыс. рублей, за 2 дня — 60 тыс. рублей. Каких-либо компаний у нее, по данным СПАРК, никогда не было.
"Может ли человек учить тому, что сам не умеет, — это такая глобальная философская тема. Но я-то учу продавать, управлять. Это я умею. Здесь нет никаких противоречий. Я работаю и как фрилансер. Таких тренеров, как я, огромное количество, и многие из них вполне успешны", — говорит Елена Лаврик.
Мария Палевская уверена, что для бизнес-тренерства достаточно любого небольшого опыта в ведении бизнеса. "У действующих предпринимателей нет времени на то, чтобы делиться опытом. В то же время есть чему поучиться и у предпринимателей, работавших в 90-е. Тогда проводилось много жестких переговоров. Если модернизировать элементы того опыта, их можно активно использовать", — считает Палевская.
И действительно, среди бизнес-тренеров оказалось немало людей, чей основной опыт ведения бизнеса ограничивается 1990-ми годами и началом нулевых. Например, владелец основанного в 2002 году ООО "Тренинговое агентство "Мастер класс" (курс лекций стоит 12,5 тыс. рублей, уклон делается на технологию создания команды, технику продаж и личностный рост) Алексей Сергеев в 90-е был собственником 20% ООО "Восточно-Европейская строительная компания". Впоследствии она стала крупным подрядчиком, но уже без участия Сергеева.  Да и он сам констатирует, что бизнес-опыт из 90-х сегодня совершенно бесполезен.
"Я говорю ученикам, что им мой опыт сейчас просто не нужен. Все изменилось. Настали другие времена. Если пытаться делать то, что я делал 12 лет назад, ничего не добьешься. Впрочем, часто неудачный опыт учит большему, чем удачный… В любом случае, на мой взгляд, не для всех бизнес-тренингов необходим опыт ведения бизнеса у преподавателя", — считает предприниматель.

КОММЕНТАРИИ

Мария Евневич, член совета директоров "Максидом"
В 90-е годы на быстрорастущем рынке в условиях постсоветского дефицита и полностью свободных экономических ниш, чтобы построить бизнес, нужно было обладать лидерскими качествами, желанием что-то создавать, предприимчивостью. Тогда двухдневный мотивационный тренинг и пинок под зад мог отправить человека достигать светлых высот в бизнесе. Сейчас ситуация другая: большинство рынков перенасыщено, а бизнес стал тяжелой скрупулезной работой — оттачивание бизнес-процессов, использование цифровых технологий, минимизация издержек, проведение тендеров и переговоров. Если кто-то может научить этому за 2 дня — флаг ему в руки и барабан на шею.
Сергей Снопок, совладелец топливной сети "Фаэтон"
Я пользовался услугами бизнес-тренера, прокачивал менеджерские навыки. Не знаю, как сейчас называется эта компания, но раньше она называлась "Город мастеров". Все прошло успешно. В выборе тренера я опирался на свое впечатление и на беседу с ним и еще — на уровень взаимопонимания: насколько тренеры понимали пожелания, которые мы с коллегами высказывали.

Про личный бренд и личный бизнес

Многие бизнес-тренеры продвигают не свои школы, а себя лично как специалистов в запуске и продвижении бизнеса. Но картина здесь точно такая же, как и с бизнес-школами: людей, которые имеют реальный опыт построения успешной компании, — единицы. Самый яркий пример таких — Константин Колотов, причем он прошел путь от совладельца компании с оборотом 600 млн рублей до свободной личности, занятой духовными практиками. Обычно именно такой результат запуска собственного бизнеса рисуется в воображении посетителей бизнес-тренингов.
Константин Колотов в 2010 году был собственником 50% московской Дальневосточной грузовой компании, которая занималась переправкой железной руды. Он же занимал пост гендиректора фирмы и вывел ее на оборот более 600 млн рублей. В 2013 году Колотову надоело работать в ДГК. По его словам, работа перестала приносить удовольствие. Он продал долю в бизнесе, и, кстати, по данным СПАРК, дела компании сразу пошли хуже, обороты уменьшились. Колотов же переехал в Петербург и занялся "хипстерскими" бизнесами: открыл антикафе "ПМЖ" на 1-й Красноармейской, а также развивал арт-пространство Freedom в здании на Казанской, 7. В 2016 году он оставил и эти проекты и решил полностью погрузиться в духовные практики.
Теперь экс-бизнесмен занимается йогой, часто путешествует, медитирует и параллельно руководит тренингом "Финансовая свобода" — видео-, аудио- и текстовые лекции стоимостью от 3,4 тыс. рублей за курс. Описание курса из уст самого Константина Колотова звучит так: "У вас есть уникальная возможность задавать вопросы человеку, который заработал сотни миллионов рублей, придерживаясь принципа "Если Бог на первом месте, остальное на своем". Зовут его Владимир Михайлович Файзулин". Таким образом, фактически тренером в итоге выступает не сам Колотов, а привлеченный им миллиардер Владимир Файзулин.
В начале 2010-х Файзулин владел 22,5% интернет-провайдера "Интерзет". В декабре 2014 года компания перешла в собственность кипрского офшора "Кангариан Инвестментс Лимитед". Позже "Интерзет" перешел под управление пермского "Эр-Телекома".  Игроки телекоммуникационного рынка оценивали сделку по продаже бизнеса в 3,5 млрд рублей. Владимир Файзулин покинул состав учредителей в 2013 году во время подготовки к сделке. Сейчас предприниматель владеет долями в небольших бизнесах с общим оборотом около 18 млн рублей, например в клининговой компании "Чистюля-сервис" (45%).
Большинство бизнес-тренеров не могут похвастаться и таким опытом. Например, популярная бизнес-тренер Алена Аносовская — владелица клуба начинающих предпринимателей "Куб" со стоимостью занятий от 2,5 тыс. до 50 тыс. рублей за курс антикризисного менеджмента — имеет достаточно печальный опыт ведения бизнеса.  В начале 2010-х она была совладелицей компаний, торговавших израильской косметикой "Дешели" в Петербурге — ООО "Афродита СПб" (50%), ООО "Косметик Люкс" (40%), ООО "Эмвиан" (100%). Но бизнес не пережил кризиса, компании пришлось ликвидировать. Аносовская объясняет это случившимся экономическим кризисом. Зато она известна как продюсер реалити-шоу "Куб", в честь которого, видимо, и назвала свои бизнес-тренинги. Они проводятся через ее ИП "Аносовская Алена Викторовна".
Еще один яркий пример — популярный петербургский бизнес-тренер Алексей Верютин. Он специализируется на тематике "вывода компании из конкуренции и создания внеконкурентного бизнеса". Час своих консультаций тренер оценивает в 7 тыс. рублей. Также на сайте Алексея Верютина сообщается, что он входит в пятерку самых эффективных бизнес-тренеров — практиков в России и СНГ.
Но на практике бизнес тренера выглядит так: Алексею Верютину принадлежит 33% в компании "Бизнес Инкубатор Старт", которая продает услуги роботизированного колл-центра и устанавливает Wi-Fi-роутеры в общественных местах. Компания зарегистрирована в 2014 году и пока не предоставляла отчетность в СПАРК. Также предпринимателю принадлежит 50% в интернет-магазине спортивного питания ООО "Спорт Формула" и центра продажи бизнеса ООО "Макробизнес.ру". Магазин, вероятно, работает и сейчас, а "Макробизнес.ру", похоже, уже не ведет деятельность: сайт компании отключен, группу в "ВКонтакте" никто не ведет с января 2015 года. Ранее там размещались объявления о продаже небольших предприятий на суммы до 1 млн рублей.
На вопрос "ДП" о том, может ли человек без опыта в бизнесе преподавать его, Алексей Верютин ответил: "Если чужие бизнес-навыки тренирует человек, не имеющий иного бизнеса, — это не преступление. Я не против того, что законно. Юридически тренеры имеют право этим заниматься".

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc (в Интернете фурор произвело его видео с критикой отношения власти к бизнесу в России на Московском экономическом форуме, только за сутки видео собрало 300 тыс. просмотров)
Я улыбаюсь широкой гагаринской улыбкой тому факту, что есть люди, которые ходят на бизнес-тренинги. Они сидят на этих тренингах, как на наркотиках, скачут, как блохи по собаке, с занятия на занятие, и все время подавай им нового тренера.
На практике большинство бизнесменов не используют никаких новых заморских фишек, не издают книжек многомиллионными тиражами. Они просто работают. Если же они и издают книжки, то эти книжки крайне скучны, потому что в бизнесе на самом деле нет ничего красивого, романтичного. Каждый день мы заполняем по табличке Exсel. Но, рассказывая о нудном подсчете прибыли и убытков, стадион не соберешь.
Самый правильный бизнес-тренинг начинается с фразы: "А теперь в течение 2 дней мы будем разбирать каждую строчку этой вот таблицы. Никаких вам семи шагов успешного успеха. Никаких 50 наклеек на лоб. Никаких танцев с бубнами. Никакого набора исковерканных иностранных слов. Работаем".
Жизнь любого так называемого тренера краткосрочна — 2-3 года. В течение этих 2-3 лет его основная задача заключается не в продаже своих книжек, проведении занятий и всего остального. Его задача — пристроиться на какую-нибудь "теплую" должность в работающую структуру.