Петербургские художники создали компанию с оборотом 10 млн рублей на рынке художественной ковки

Сергей Ермохин
Автор фото: Основатели Metalline Дарья и Павел Федоровы вместе с Сергеем Христофоровым (на фото слева) знают толк в железной красоте.
Сергей Ермохин
Автор фото: Основатели Metalline Дарья и Павел Федоровы вместе с Сергеем Христофоровым (на фото слева) знают толк в железной красоте.

Петербургские художники развивают бизнес на рынке художественной ковки — делают все, от ограды до камина.

Дарья (32 года) и Павел (35 лет) Федоровы вместе с Сергеем Христофоровым (32 года) открыли мастерскую художественного металла Metalline в 2015 году. Компания проектирует и создает кованые предметы интерьера и экстерьера: лестничные и балконные ограждения, заборы, ворота, козырьки и каминные наборы. Оборот фирмы составляет 10 млн рублей в год. В структуре доходов до 80% приносят заказы на художественный металл (по собственным эскизам) и 20% — изготовление типовых металлоконструкций.

Таинственные пики

Будущие владельцы компании Metalline познакомились во время обучения в СПбГХПА им. А. Л. Штиглица на факультете декоративно–прикладного искусства кафедры художественной обработки металла. "Рынок труда для выпускников этой кафедры просто отсутствует. Еще до диплома мы начали арендовать помещение и работать там как художники, выполняя небольшие заказы", — рассказывает Павел.
Среди заказов, которые он выполнял тогда, была, например, реставрация пик с ограждения в Ораниенбауме. "Эта работа пришла ко мне через несколько посредников, и я даже не знал, для кого ее делаю. Только спустя время, случайно гуляя там, я увидел: точно, мои пики. Их трудно перепутать", — говорит Павел. Это типичная история в таком бизнесе: не все заказчики готовы разоблачаться.
После учебы художники объединились и открыли компанию, которая сейчас работает в Петербурге, Ленобласти и Москве. Стартовый капитал составил около 1 млн рублей: на эти деньги было куплено необходимое оборудование и сырье. Офис появился значительно позже — зимой 2017 года. Вложения в офисную часть составили еще 600 тыс. рублей. Сейчас в компании работают 10 человек. "Наша особенность в том, что нам удалось собрать коллектив художников: все сотрудники разбираются в деталях производимых художественных изделий", — объясняет Павел. Обычно, говорит он, в штате компании работает лишь несколько художников, и уж точно не в руководстве.

От мастера слышу

"Представьте: хорошая машина, только ручка какая–то дурацкая, и все — автомобиль автоматически выпадает из премиум–сегмента. Ты его уже не купишь, — приводит пример предприниматель. — Так и мы: если у нас один из элементов на недостаточно высоком уровне, мы теряем статус и переходим в другую ценовую категорию, что недопустимо".
За год в компанию поступают примерно пять больших сложных заказов на премиальную продукцию, такую, например, как реплика стальной лестницы середины XVIII века, а также 10–12 заказов попроще — это может быть люстра или каминные принадлежности. Если бюджет заказов из второй категории не превышает 1 млн за изделие, то стоимость работы в случае изготовления премиум–товаров начинается от 1 млн рублей. По плану, оборот компании к концу этого года должен составить 16 млн рублей.
"У нас серьезная клиентура, но мы не можем раскрывать имена. В основном это бизнесмены, которые заказывают что–то себе домой", — говорит Павел. Они узнают о Metalline через сарафанное радио, а также благодаря рекомендациям мастеров (каменщиков, мастеров по дереву, мастеров витражей), которые уже работают над архитектурным объектом. "Хорошие мастера часто рекомендуют друг друга, чтобы архитектура, в которой они участвуют, получилась наивысшего качества", — поясняет Павел.
Примерная оценка рынка художественной ковки в Петербурге — 45 млн рублей в год. Здесь не больше четырех компаний, работающих в премиум–сегменте. Часть заказов выполняют мастера–одиночки.