Каждый фильм, который выходит в российских кинотеатрах, должен будет заплатить 5 млн рублей
за прокатное удостоверение, а при сборах свыше 200 млн рублей — еще 3-5% от их суммы. Такое
предложение Министерство культуры вносит в правительство.
Российским фильмам взносы будут возвращаться, иностранным — нет. Отчисления будут
поступать в Фонд кино и направляться на производство и прокат отечественных фильмов. По
словам министра
Владимира Мединского
, цели такого шага — увеличить финансирование
отечественного кино и «зачистить прокат от
низкокассового
кинопродукта».
Из предложения министерства не совсем понятно, касается ли это предложение только фильмов, выходящих в регулярный прокат (и насколько регулярный), или оно касается также разовых и фестивальных показов. Сейчас и в Москве, и в Петербурге становится больше мини-ретроспектив. Меня беспокоит судьба некоммерческого кино, аудитория которого столь же мала, сколь велика его культурная значимость.
Министерство культуры постоянно — на словах — борется с голливудскими фильмами по комиксам, но в результате этой борьбы жить становится сложнее прокатчикам независимых и малобюджетных фильмов. Для прокатчиков «Мстителей-3» или «Человека-паука-5» миллион туда, миллион сюда — это, как говорил кто-то из начальников «Газпрома», теряется в округлениях. А вот для прокатчиков нового фильма фон Триера или фильма — победителя Каннского фестиваля — это примерно вся сумма, которую они здесь могут заработать.
При таком подходе первым сдохнет как раз прокат хорошего зарубежного кино. А ведь именно оно и составляет альтернативу тому Голливуду, с которым борется Мединский. Русское коммерческое кино — это тот же Голливуд, только в профиль. Эстетически одно ничем не отличается от другого. Любимый Мединским фильм «28 панфиловцев» и фильм «Стражи галактики» говорят на одном и том же языке, только там — инопланетяне, а тут — советские солдаты, и одно сделано качественно, а другое — кое-как.
Только что фильмы «Нелюбовь» и «Теснота» вернулись с Каннского фестиваля с существенными наградами. Обратите внимание: они сделаны в России, но без копейки государственных денег. Собирается ли Министерство культуры поддерживать эти фильмы? Я в этом сомневаюсь.
Вся история с поддержкой русского кино напоминает известную миниатюру Жванецкого об организации, в которой пытались наладить некий прибор. Там есть рефрен: «Включаешь — не работает». Так и у нас: есть фонд кино, который раздает гранты, есть отчисления с DVD, а включаешь — не работает. Не кажется ли Министерству культуры, что надо что-то в консерватории поменять? Может быть, дело не в том, что мы тратим мало денег на кино, и не в том, что мы тратим его на недостаточно патриотичное кино? Может быть, надо поддерживать не по критерию патриотичности, а по критерию качества?
Юрий Сапрыкин — редакционный директор Moscow Times
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП".