Заводы в форме

Местные производители наращивают свое присутствие на рынке спортивного оборудования, одежды и аксессуаров.

Рынок спортивного инвентаря, одежды и товаров для спорта, по оценке экспертов, в России составляет около 600 млрд рублей. По данным Минпромторга, доля отечественного производителя на рынке спортивных товаров составляет около 10%. Самые "российские" сектора — беговые лыжи, велосипеды и тренажеры: здесь отечественные производители уже начали заметно вытеснять импорт. Их конкурентным преимуществом становится сырье — древесина, металлические сплавы — и стоимость труда.
"Российские производители стали чувствовать себя увереннее, — говорит владелец петербургской сети веломагазинов "Велодрайв" Кирилл Остапенко. — Покупатели стали больше интересоваться товарами отечественных производителей, расширилось предложение, подтянулось и качество, и дизайн, так что импортозамещение российскими марками идет успешно". Еще недавно на рынке главенствовали китайцы, теперь около 60% велорынка занимают российские марки, среди них — Forward, Stels и петербургский Shulz.

И нашим, и вашим

Спортивная "мебель" — навесные турники, шведские стенки, уголки, домашние и уличные спортивные комплексы — на рынке тоже в большинстве своем представлена местными компаниями. Это, например, MB Barbell, Romana, "Леко", AlivSport. Их продукция востребована не только на родине, но и за рубежом: из отечественных комплектующих за границей производятся товары под различными марками.
В год в РФ выпускается более 30 тыс. тренажеров. Среди производителей — Iron King, "Профиджим", "Юниспорт". Заметный игрок на петербургском рынке — завод Foreman. В год он выпускает около 4 тыс. тренажеров, при этом около 35% продукции идет на экспорт. По словам Виктора Новикова, генерального директора Foreman, доля отечественных компонентов в продукции завода составляет 85%, всего же у завода около 500 российских поставщиков.

Проложили лыжню

Среди ниш спортивного оборудования, где доминируют локальные производители, — рынок бильярдных столов, лыжи, спортивные полы. Крупнейшим российским производителем аксессуаров и столов для бильярдного спорта на рынке считается фабрика "Старт", почти 90% продукции — отечественного прозводства.
В лидерах по количеству российских производителей и рынок напольных покрытий для спорта (татами, борцовские ковры и ринги, гимнастические маты), здесь можно выделить "Борковер", "Октакем", Sparta, "Сетем" и другие. Российские компании доминируют и на лыжном рынке: из 2 млн пар лыж, которые продают в РФ в год, 1,3 млн выпускается в нашей стране. А среди горнолыжников хорошо известны петербургские "Стайер" и Red Fox, а также московская "Баск". Традиционно сильное производство в Петербурге у "водников": байдарки, каяки, рафты от "Тритон–лтд", "Тайм Триал", и других компаний известны на всю страну.
Традиционно один из самых популярных видов спорта в России — футбол. "Однако в этом сегменте доля отечественного производства не растет, — говорит Станислав Озимов, совладелец компании "Футболика". — Из нашего инвентаря и оборудования лишь 10% российских производителей, в том числе петербургский экипировочный центр "Перфекти Спорт", который специализируется на форме".
По данным организаторов выставки SportB2B EXPO, рынок спортивной одежды в России составляет 4 млрд рублей и растет на 12% в год. Среди "футбольных" производителей в Петербурге больше всего представлены изготовители ворот и сеток (Sports Factory, "Спортзавод" и другие).

Интерес к спорту

По данным Ассоциации предприятий спортивной индустрии РФ, к 2019 году заниматься спортом будет почти четверть населения страны — 30 млн человек (сегодня, по данным ВЦИОМ, — 19 млн).
Интерес населения к спорту должен повысить предпринимательскую активность на этом рынке Пока же на нем представлено около 300 отечественных производителей, до 80% которых относится к малому бизнесу. Доля России в объеме мирового рынка спортивных товаров невелика и составляет 1,2–1,5%.