Мальчик с Шекспиром и дуболомы в форме. Комментарий

 

К семье ребенка, задержанного на Арбате за сбор средств за чтение стихов, нет никаких претензий, сообщила в понедельник уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова. По ее словам, вопросы есть только к "организации досуга ребенка": "конструктивное приложение детского таланта сейчас самый лучший и оптимальный для ребенка выход".
10-летний мальчик был задержан на Арбате сотрудниками правоохранительных органов. Они заподозрили, что он занимается попрошайничеством. Мачеха ребенка, стоявшая от него на некотором расстоянии, по данным полиции, сначала представилась соседкой мальчика, а потом начала скандал. Вместе с тем видеозаписи свидетельствуют о довольно жестких действиях сотрудников полиции в момент задержания.
Задача сотрудников правоохранительных органов состоит в том, чтобы помогать людям. Они не должны непременно карать и не пущать. И уж тем более сотрудники правоохранительных органов не должны совершать поступков, от которых плачут дети.
Дети, увидев дяденьку милиционера, должны улыбаться, задавать ему вопросы, радоваться встрече с интересным человеком. Если ребенок, увидев полицейского, начинает кричать, как будто он увидел Бармалея или вурдалака, выскочившего из ада, то это не очень хорошо. Это значит, что он не сотрудник правоохранительных органов, а дуболом, солдат деревянной армии Урфина Джюса, человек, которому нравится ощущение власти через насилие. Таким людям нужно работать в другом месте.
В армии? Возможно. Конечно, армия — это аппарат насилия. Хотя и в армии считается, что если офицеру нравится рукоприкладство, то это плохой офицер. Одно дело, когда насилие используется для взбадривания и в конечном счете идет на пользу, и совсем другое — когда человек получает от этого удовольствие.
Все это справедливо безотносительно того, имел ли мальчик право зарабатывать деньги декламацией стихов. Должен сказать, что мне не кажется правильным, когда дети зарабатывают таким образом, меня не умиляют сиротские песнопения в подземных переходах. Но у сотрудников правоохранительных органов был миллион способов решить эту проблему более мягко, без излишней брутальности.
Брутальность — это, как правило, от недостаточной развитости, от неумения подумать на два-три шага вперед. Ведь каков итог этой истории? Они принесли собственному отделу большую и очень сомнительную известность, а заодно создали проблемы собственному руководству. Нужно есть больше рыбы — говорят, помогает.  
Андрей Константинов — генеральный директор Агентства журналистских расследований:
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"