Какие правовые конструкции позволят акционеру защитить инвестиции

 

Каждая санация банка, как это теперь принято говорить, по "старой схеме АСВ" — это увлекательная история противостояния бывшего собственника кредитной организации с банком–санатором, Агентством по страхованию вкладов и Центробанком.
В этой истории бывший собственник банка может выступать в роли злодея, может — в роли жертвы, но роль супергероя–спасителя всегда принадлежит банку–санатору: он априори по сценарию играет на стороне государства и, соответственно, государство (в лице регулятора и АСВ) априори играет на его стороне. Оно дает ему деньги под ничтожные проценты, закрывает глаза на "мелкие" формальные нарушения корпоративного права.
Между тем пока еще для действующих участников банковского рынка эти истории являются не только развлекательными (невольная эмпатия — "на его месте мог бы быть я" — всегда приятно щекочет нервы), но и поучительными: они очень хорошо показывают, какие правовые конструкции позволяют банкиру–акционеру защитить свои инвестиции, а какие — нет.
Традиционно в России банки наращивали капитал несколькими способами: допэмиссией акций, капитализацией прибыли, субординированными кредитами, внесением активов в принадлежащие банку ПИФы и, наконец, просто оказанием банку финансовой помощи и дарением ему подарков.
С самой первой санации (ВЕФК) стало ясно, что допэмиссия и капитализация прибыли не гарантируют возврата средств. Первым делом АСВ превращает весь акционерный капитал банка в 1 рубль, а сверху уже банк–санатор эмитирует 10 млн рублей.
Субординированные кредиты тоже себя не оправдали: временная администрация АСВ в Балтинвестбанке, "Таврическом", "Трасте" и Фондсервисбанке просто списала их, а банки–санаторы успешно отбились почти от всех попыток субординированных кредиторов оспорить это действие в суде.
Не вышло у юристов Олега Шигаева вытащить из Балтийского банка финансовую помощь, оказанную акционером незадолго до санации: иски дошли до Верховного суда, но во всех инстанциях получили отказ. В то же время внесение недвижимости в ПИФ вышло боком другому экс–владельцу Балтийского банка — Андрею Исаеву: теперь санатор — Альфа–Банк — планомерно отсуживает эти активы.
Единственным надежным способом докапитализации банка оказался, как ни странно, подарок. Этот способ активно использовали акционеры банка "Советский": покупая недвижимость, они дарили ее своему банку. Так баланс кредитной организации пополнился бизнес–центрами "Монблан" на Выборгской стороне, Baltis Plaza на Васильевском острове и "Престиж" на Московском шоссе.
С "Престижем" пока непонятно (даритель застрелился), а вот Baltis Plaza, подаренный банку его акционером Владимиром Митрушиным, теперь вернулся к нему: его супруга успешно оспорила разбазаривание семейного имущества в районном суде, и решение уже вступило в законную силу. Хорошие шансы и у Кирилла Ласкина, подарившего "Монблан": сделка уже оспаривается, а к банку подан виндикационный иск.