О вредном влиянии ценовых сговоров

 

Событием текущей недели для мировых бирж станет саммит участников нефтяного картеля ОПЕК и примкнувших к ним стран–нефтеэкспортеров в Вене 25 мая. Уже известно, что участники встречи собираются договориться о продлении своего соглашения о сокращении добычи нефти, действующего с января 2017 года, еще на 9 месяцев — до марта 2018–го. Это подтверждают ключевые участники сговора — Саудовская Аравия и Россия. Неизвестны лишь нюансы: будет ли сокращение таким же по масштабу, расширится ли состав участников сделки? Будут ли кому–то из них предоставлены послабления? Впрочем, участники биржевых торгов нефтяными фьючерсами, видимо, считают эти мелочи малосущественными. За две с небольшим недели они подняли цену барреля сорта Brent на 13%, выше $54.
Ситуация на мировом рынке нефти выглядит странно: картельный сговор, который в странах с рыночными экономиками считается серьезным преступлением, в масштабах планеты оказывается нормальной практикой, никем не осуждается и многими даже приветствуется. Производители говорят, что при ценах на нефть ниже $40 отрасль столкнется с недоинвестированием и как следствие — с резким сокращением добычи в будущем, что чревато взлетом цены черного золота. Но ведь ровно такими же аргументами оправдываются часто и картели на локальных рынках. Налицо политика двойных стандартов.
На самом деле у такой лояльности к соглашению нефтедобытчиков есть простое объяснение: картель ОПЕК даже вместе с 11 присоединившимися к соглашению о сокращении добычи странами не способен полностью контролировать предложение на рынке энергоносителей. Пока участники сговора сокращают производство, их долю рынка постепенно занимают менее "сговорчивые" конкуренты. Например, США, которые активно наращивают добычу. Кроме того, увеличивают добычу Бразилия, Канада, Мексика и ряд других стран. Дело идет к тому, что через год–другой ОПЕК и Россия окажутся у разбитого корыта, уступив долю рынка и не добившись роста цены нефти.