Турбулентность на рынке экспорта зерна

 

Снятие Турцией пошлин на российское зерно спровоцировало турбулентность на рынке экспорта зерна. Дело в том, что до середины марта 2017 года Россия беспошлинно продавала зерно в Турцию. Затем между торговыми партнерами возникли разногласия, и Турция установила 130% пошлины на российское зерно. Все бы ничего, но в эту страну Россия по итогам 2016 года продала примерно 10% зерна. Это, конечно, не Египет с 35%, но тоже хороший объем. Во всяком случае благодаря туркам тогда Россия вышла на максимальные объемы экспорта зерна в новейшей истории, опередив США и став мировым лидером. За прошлый год Россия продала за границу 25 млн т пшеницы, что на 14% выше уровня 2015 года. Примерно 30% зерна шло на экспорт через порты Северо–Запада. И вдруг такой сюрприз от турецких партнеров.
Но, несмотря на заградительные пошлины, поставки зерна в Турцию не остановились, как ожидали некоторые эксперты. Наиболее крупные турецкие импортеры продолжали получать продукцию от российских коллег, используя "обходные маневры". Так обтекаемо на рынке назывались различного рода схемы обхода пошлинного законодательства, суть которых никто не спешит раскрывать. Тем не менее они позволяли части экспортеров обеспечивать своим турецким партнерам выгодные условия на российское зерно, несмотря на выросшие ввозные пошлины. Объемы экспорта сократились так сильно, что в первую очередь пострадали владельцы судов класса "река–море". Два месяца между вводом и снятием пошлин они работали на условиях фрахтователей, зачастую ниже себестоимости рейса.
Теперь же, когда Турция вернула беспошлинный ввоз на импорт российского зерна, объемы перевозок начали расти. Повышение спроса на морскую транспортировку укрепило позиции судовладельцев — они снова пытаются диктовать ставки фрахта. И у них это получается достаточно успешно. Фрахтовые ставки, стабильно снижающиеся с начала 2017 года в неделю на $1–2 за тонну, приостановили свое падение и в последнее время продемонстрировали заметный рост — на $2–3.
У трейдеров, закупивших партии зерна на продажу турецким импортерам под конкретные контракты, начались серьезные сложности с поиском альтернативных направлений сбыта для выделенных под отправку в Турцию объемов. Их партнеры ориентированы на закупки зерна, кукурузы и растительного масла уже на новых, более выгодных условиях. Турецкие контрагенты пытаются выйти напрямую к производителю, чтобы сэкономить на разнице с прежними договорами. Чтобы как–то уменьшить издержки и не потерять клиента, трейдеры торгуются, обещают скидки в настоящем и будущем, предлагают дополнительные опции.
Сложившаяся ситуация могла быть еще печальнее, если бы события, связанные с введением и отменой пошлины, произошли в высокий сезон. Основные объемы закупок и перевозок зерновых начнутся в конце июля. Таким образом, есть надежда, что к началу сезона (конец июля — начало августа) страсти улягутся, старые контракты будут закрыты, а новые начнут заключать с учетом новых обстоятельств.
Автор: генеральный директор логистической компании "Глогос проект" Константин Гриневич