Гособоронзаказ обналичили

Банк России уличил кредитные организации, обслуживающие оборонные предприятия, в обналичивании средств гособоронзаказа.

Банк России, возглавляемый Эльвирой Набиуллиной, проверил соблюдение 27 банками требований законодательства о государственном оборонном заказе. "Проверки выявляли факты нарушения порядка открытия и режима использования отдельного счета; случаи проведения по данным счетам отдельных операций, не имеющих явного экономического смысла, схемных операций, направленных на обналичивание средств", — говорится в заключении ЦБ РФ.
По оценкам экспертов "ДП", на обналичку может уходить до 30% гособоронзаказа (ГОЗ). На оборону и нацбезопасность РФ потратила в 2016 году 3,8 трлн рублей. Из них около 2 трлн пошло на закупку новых вооружений, модернизацию, ремонт техники, строительство.

Хотели лучше

С сентября 2015 года заработал измененный закон "О государственном оборонном заказе". В соответствии с антикоррупционными поправками каждому оборонному контракту присваивается идентификационный код. В привязке к этому коду исполнитель ГОЗ, а также все его субконтрактники должны открыть расчетные счета в одном из банков, уполномоченных работать с Министерством обороны. Перечень уполномоченных банков утверждает ЦБ РФ.
На 1 апреля с ГОЗ работают восемь банков: банк "Россия", Газпромбанк, банк "Санкт–Петербург", ВТБ, Сбербанк, Новикомбанк, ВБРР, Россельхозбанк.
ЦБ постоянно контролирует банки, причастные к ГОЗ, но, как правило, в крупных банках никаких серьезных нарушений не выявляет.
Крупнейший локальный банк "Санкт–Петербург" вошел в систему ГОЗ недавно. "Мы получили запрос ЦБ о предоставлении документов в апреле. Все предоставили. Никаких нарушений регулятор не обнаружил", — сообщила представитель ЦБ Анна Бархатова. Не найдено пока серьезных нарушений и в остальных семи уполномоченных банках. Число банков, участвующих в ГОЗ, не ограничивается уполномоченными фининститутами. Счета в уполномоченных банках открывают головные исполнители, получающие аванс, а затем распределяющие его среди соисполнителей, а они оплачивают изделия своих поставщиков и т. д.
Головные компании могут иметь до 25 тыс. поставщиков. Не каждый из них находится в том районе страны, где есть представительство уполномоченного банка. Более того, не все поставщики, особенно мелкие, готовы открывать специальные счета в уполномоченных банках.
Серьезные проблемы возникли у предприятий, закупающих комплектующие в ЕС, на Украине. Чтобы избежать прямого импорта, оборонщики создают "фирмы–прокладки", которые закупают импортные изделия, а потом поставляют их на заводы под видом российских.

Зона риска

"Закон обещают улучшить, но по факту проблемы как были, так и остались. Приходится искать способы, как оплатить работы, чтобы потом не сняли за неисполнение гособоронзаказа, в том числе и обналичивать средства", — говорит один из промышленников. Другой добавляет, что есть предприятия, получающие оборонные заказы, но не имеющие ни оборудования, ни цехов. Зато у них есть военная приемка, и они могут брать оборонзаказ, а потом размещать его на каком–нибудь заводе. А реальный изготовитель не может получить оборонный заказ, так как не соответствует формальным требования Минобороны, например не имеет военной приемки.
"Настоящего отмыва они никогда не обнаружат, потому что там все тщательно скрыто, все документы в порядке, не подкопаешься. Да и стоят за этим, вероятно, такие высокие люди, что никто не рискнет копать. Стоит проверять проектные институты, получающие заказы на изучение, исследование чего–нибудь. Выполняется обычная бумажная работа, на нее и списываются деньги. Еще стройка: почти все, что с ней связано, надо очень тщательно проверять на предмет завышения смет. Проверять контрагентов, использование фирм–однодневок. Примерно до 30% гособоронзаказа в зоне повышенного риска", — предполагает один из собеседников "ДП".