Месяц после теракта. Как трагедия в метро изменила горожан и какие выводы сделали власти

 

Один месяц и два дня прошли с самой черной для Петербурга за последние десятилетия даты — 3 апреля 2017 года, когда прогремел взрыв в поезде, мчавшемся в перегоне между "Сенной" и "Техноложкой". Но если выглянуть в окно сейчас, то там мы увидим обычную картину: начало мая, идет банальный весенний снег (шутка!). Нет, там мы увидим обычный город, обычные пробки, обычных людей. Все забылось, как будто и не было того дня. Когда не работало метро, когда было трудно дозвониться по мобильному, когда каждый час прибавлялось количество погибших и пострадавших от теракта.
Способность человека забывать страшные события и не жить в постоянном страхе, депрессии — в его природе, и, наверное, этой способности надо сказать спасибо.
Но одно дело — эмоции человека, и другое — обязанность государства обеспечивать безопасность своих граждан. Человек может забыть про теракт месячной давности, а власти должны и помнить, и делать все, чтобы такого не повторялось. Однако кажется, что и государство забыло про теракт (сейчас в повестке — снос пятиэтажек в Москве и передача Исаакия) или — забывает. Наверное, неправильно просто обвинять власти в бездействии. Возможно, что они работают, просто тихо и незаметно.
Из заметных последствий теракта на ум приходят лишь рамки на входе в метро, которые на протяжении нескольких дней после 3 апреля непрерывно звенели. Но и они уже давно смолкли. Ну и, естественно, идет следствие.
Из последнего — вот, например, СК РФ возбудил уголовное дело против сотрудника петербургского метрополитена за допуск предполагаемого террориста–смертника Акбаржона Джалилова на станцию "Академическая".
По версии следствия, работник метро поставил на станцию вместо заболевшего инспектора двух стажеров, которые не имели права использовать лучевую досмотровую установку. То есть похоже, что опять просто все спишут на человеческий фактор.
Впрочем, прокуратура пытается привлечь к ответственности и начальство — она просит возбудить уголовные дела против руководства метрополитена и комитета транспорта, сообщает "Фонтанка". Насколько перспективно это занятие, сказать трудно, но что–то подсказывает, что найдут одного крайнего, этим дело и ограничится.
Можно ли повысить безопасность в метро и реально ли это сделать, лишь добавив денег на рамки и камеры? Вряд ли.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, кстати, недавно отчитался, что за последние 6 лет на обеспечение безопасности петербургского метро было потрачено около 2,6 млрд рублей из городского и федерального бюджетов. Но выходит, что этой суммы не хватило.
В качестве резюме отметим, что второй взрыв — на площади Восстания — все–таки не прогремел.
И, скорее всего, именно из–за бдительности персонала подземки. Но и об этом уже все забыли.