В первом квартале российский рынок пива упал на 4%, а доля "Балтики" — на 0,5%

В I квартале российский рынок пива упал на 4%, а доля пивоваренной компании "Балтика" сократилась на 0,5%, до 32,7%. На падение отрасли повлияли продолжающееся снижение реальных доходов населения и вступившее в силу с 1 января 2017 года ограничение на производство и оборот пива в ПЭТ-упаковке объемом больше 1,5 л.

По оценкам пивоваренной компании "Балтика", в I квартале 2017 года падение российского рынка пива продолжилось и составило около 4%. "Причинами негативной динамики стали продолжающееся снижение реальных доходов населения и вступившее в силу с 1 января 2017 года ограничение на производство и оборот (за исключением розничной продажи) пива в ПЭТ-упаковке объемом больше 1,5 л", — сообщается в пресс-релизе компании.
"С 2008 года российский пивной рынок сокращается из-за регулирования и повышения акцизов, в этом году был введен запрет на продажи пива в ПЭТ-таре на 1,5 литра. Мы ожидаем, что общий российский рынок пива в этом году сократится на 2-5%", — отмечал в апреле генеральный директор Heineken в России Этьен Страйп.
В феврале датский пивоваренный концерн Carlsberg, куда входит "Балтика", спрогнозировал падение российского рынка пива не менее чем на 5% в 2017 году после запрета ПЭТ-тары объемом более 1,5 литра.
В I квартале 2017 года объемная доля рынка "Балтики" составила 32,7%, что на 0,5% меньше показателя за IV квартал 2016 года. При этом сегмент безалкогольного пива продолжает расти на фоне общего падения рынка пива: по данным ретейл-аудита Nielsen, в I квартале 2017 года он увеличился на 2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По прогнозам Heineken, рост безалкогольного сегмента в России вырастет в этом году на двузначную величину — более чем на 10%.
По данным Nielsen, лидером в сегменте безалкогольного пива является "Балтика" с долей около 60%. При этом все крупные игроки активно развивают этот сегмент. В частности, "Балтика" в марте открыла четвертую площадку по разливу безалкогольного пива — на базе филиала "Балтика-Самара", инвестировав в проект 57 млн рублей.
Heineken в апреле начала в России выпуск безалкогольного светлого лагера Heineken 0.0. Компания инвестировала в его запуск 4 млн евро, напиток разливается на петербургском заводе ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен". Ранее Этьен Страйп отмечал, что этот сегмент перспективный, по данным Canadean 2016, с 2010 по 2015 год в Европе и России он рос на 5% ежегодно.
В 2016 году пивоваренная компания Efes Rus запустила в России новый сорт пенного — "Velkopopovicky Kozel Безалкогольное", также отметив, что этот сегмент имеет очень хорошие перспективы.
В апреле "САН ИнБев" выпустила безалкогольный сорт флагманского бренда "Клинское". Компания планирует довести показатель безалкогольного пива в своем портфеле до 20% от общего объема мировых продаж к 2025 году. В России этот сегмент также один из наиболее приоритетных направлений компании, сообщила пресс-служба "САН ИнБев". 
В России, по данным Heineken, безалкогольный сегмент занимает только 1% (1 млн гектолитров) от общего объема пивного рынка. "В Германии эта ниша уже сегодня занимает 5% от общего объема, в Испании - 13%. В России эта категория продолжает расти двузначными темпами второй год подряд и имеет большой потенциал для дальнейшего развития", - считают в "САН ИнБев".
В пресс-релизе "Балтики" сообщается, что рост показывает и экспортное направление. По итогам I квартала 2017 года коммерческий экспорт компании вырос на 5% в объемном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на укрепление рубля. Отмечается двузначный рост продаж компании в странах Средней Азии: объемы увеличились на 11% по сравнению с I кварталом 2016 года. Страны Закавказья, в частности Грузия, а также Ближневосточный регион продемонстрировали положительную динамику за счет целенаправленного развития безалкогольного портфеля.