Забудьте отстегнуть ремни

Инциденты с попаданием самолетов в турбулентность при ясном небе будут только учащаться, а метод минимизации травм пока только один.

Впонедельник, 1 мая, самолет компании "Аэрофлот", следовавший из Москвы в Бангкок, за 40 минут до посадки в аэропорту попал в зону кратковременной сильной турбулентности, в результате чего несколько пассажиров получили травмы. СМИ даже писали о переломах позвоночника у нескольких пострадавших, но позже в авиакомпании эту информацию опровергли. "Турбулентность, в которую попал Boeing 777, — сообщается на сайте авиакомпании, — в авиации известна как "турбулентность ясного неба". Ее основная особенность в том, что возникает она не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение". Чаще всего при попадании в турбулентность пассажиры испытывают лишь небольшой дискомфорт и ощущают так называемую болтанку, в ряде случаев они бы и вовсе ничего не заметили без напоминания бортпроводников о необходимости пристегнуть ремни.
Ситуации, когда прохождение зоны турбулентности наносило вред пассажирам или воздушному судну, хоть и крайне редки, но встречаются. В мае 2016 года более 30 пассажиров рейса компании Etihad, следовавшего по маршруту Абу–Даби — Джакарта, получили травмы различной степени тяжести. Некоторые из них были доставлены в госпиталь с переломами. Тогда самолет попал в зону турбулентности, которую члены экипажа описывали как "жесткую и непредвиденную".
В истории гражданской авиации были и случаи, когда пассажиры самолетов, попавших в зону турбулентности, погибали от полученных травм. В 1996 году на рейсе AirFrance, направлявшемся в столицу Буркина–Фасо Уагадугу, из–за попадания в турбулентность пострадали три пассажира, один из них позже скончался из–за травм, полученных при падении на него монитора.

Средь ясного неба

Чаще всего, когда речь шла о серьезных травмах или гибели пассажиров, на месте последних оказывались те, кто по какой–то причине не был пристегнут ремнями безопасности.
Турбулентность ясного неба возникает в условиях почти полного отсутствия облачности или при небольшом количестве облаков. Из–за этого ее фактически невозможно обнаружить заранее, так что экипаж, как правило, не успевает предупредить пассажиров о том, чтобы те пристегнули ремни безопасности.
Одной из самых известных трагедий, связанных с такой турбулентностью, считается крушение в 1966 году Boeing 707 у горы Фудзи в Японии. Тогда из–за аномально сильной турбулентности, возникшей в условиях чистого неба, самолет буквально развалился в воздухе, все 113 пассажиров и 11 членов экипажа погибли. После катастрофы у Фудзи авиакомпаниям были разосланы требования по минимально допустимой удаленности от гор во время полета. В том же году самолет авиакомпании Braniff International Airways также попал в зону турбулентности ясного неба над штатом Небраска и потерпел катастрофу.

Глобальное потрясение

В 2016 году Бюро метеорологии Великобритании опубликовало доклад о влиянии глобального потепления на случаи возникновения турбулентности ясного неба. Из–за климатических изменений, вызванных повышением углекислого газа в атмосфере, будет увеличиваться и количество инцидентов, связанных с турбулентностью ясного неба, говорится в докладе: слабая турбулентность ясного неба будет встречаться на 59% чаще, средняя — на 94%, а сильная — на 149%.
Автор исследования профессор Пол Уильямс рассказывал в интервью британскому The Guardian, что снизить количество опасных ситуаций в небе поможет борьба с глобальным потеплением, к которой пока стремятся далеко не все страны, а также создание современных систем обнаружения подобной турбулентности, с применением ультрафиолетового излучения. Они сейчас действительно разрабатываются, но, по словам профессора, стоимость таких систем для авиакомпаний превысит убытки, которые последние несут из–за подобных инцидентов.
В качестве более реалистичной меры профессор Пол Уильямс отмечал ремни безопасности, которые не стоит отстегивать на протяжении всего полета. Уже сейчас большинство авиакомпаний рекомендуют пассажирам поступать именно так, даже когда табло, сообщающее о необходимости пристегнуться, не активно. Пока такие пожелания членов экипажа носят рекомендательный характер, но с учетом учащающихся инцидентов, связанных с турбулентностью, могут перекочевать в разряд обязательных требований. В конце концов, сами ремни безопасности первые несколько десятилетий после их изобретения оставались второстепенным атрибутом на рейсах. В 1960–1970–е годы кресла самолетов хоть и были оборудованы пристежными ремнями, но пассажиры могли совершенно спокойно передвигаться во время полета, а еще раньше салоны самолетов и вовсе вместо специальных кресел были оборудованы диванами и обычными стульями.