Снялись с мели

Продажи яхт и катеров восстановились и растут за счет моторных судов. При этом спрос сместился в сторону бюджетных лодок.

В2016 году рынок яхт и катеров стабилизировался и продемонстрировал небольшой рост. "Заказы новых лодок в процентном выражении заметно выросли. В сегменте относительно крупных яхт (свыше 45 футов) — примерно на 50%, в сегменте сравнительно небольших (длиной до 25 футов) — в разы", — отмечает Борис Лашков, совладелец компании Nordmarine. По его оценкам, за прошлый год на Северо–Западе было продано до 60 лодок длиной до 25 футов и более 20 корпусов свыше 45 футов.
Начало 2017 года вселяет оптимизм в участников рынка, которые уже принимают заказы на самые популярные или новые модели на весну–лето 2018 года.

Смещение спроса

Импорт новых моторных яхт длиной более 7,5 м в Россию в 2016 году уменьшился на 25%. Средняя стоимость новой ввозимой яхты упала в несколько раз, что свидетельствует о смещении спроса в сторону бюджетных катеров и яхт.
"На всем протяжении 2016 года ощущалась стагнация рынка продажи новых яхт и катеров в среднем ценовом сегменте. Практически прекратился ввоз в РФ крупных дорогих моделей, спрос на которые в целом не сократился. Поменялась география доставки. Новые владельцы предпочитают эксплуатировать суда в Средиземном и Адриатическом морях, выбирая местом стоянки марины Франции, Италии, Хорватии и Черногории", — говорит Анна Шумейко, руководитель представительства Burevestnik Group на Северо–Западе.
По словам Олега Гусева, генерального директора яхтенного агентства Polar Star, больше всего просел сегмент новых дорогостоящих яхт длиной 50–60 футов, которые ранее были очень популярны. "Отчасти это произошло из–за дефицита новых яхт, построенных верфями. В кризисные годы спрос снизился также и на общемировом рынке, верфи уменьшили объем производства, и в прошлом году, когда резко вырос спрос на американском рынке, который "проглотил" все стоки, европейцы ощутили недостаток доступных корпусов для быстрой поставки", — объясняет он.

Против ветра

Моторные прогулочные суда продолжают доминировать над парусными в структуре продаж. "В прежние времена соотношение "мотора" и паруса" выглядело примерно как 85 и 15%. Теперь продажи парусных лодок заметно просели, и доля моторных судов еще возросла, — говорит Борис Лашков. — В парусном сегменте в Петербурге притока новых лодок практически нет, если не говорить о спортивных моделях, это отдельный вопрос. Возможно, продажи в парусе есть за рубеж, но здесь они незаметны".
Вырос интерес к катерам–буксировщикам (например, Malibu, Mastercraft), которые активно развивают технологии создания волны для вейксерфинга и вейкбординга. "Активно создаются вейк–школы, происходит популяризация этих ранее считавшихся экстремальными водных видов спорта. Сегодня современные технические решения, заложенные в катера, позволяют встать на серф уже после первого занятия", — отмечает Анна Шумейко.
Среди катеров для отдыха на воде растет спрос на боурайдеры — лодки с открытым вместительным носом. Они позволяют разместить большую компанию и особенно популярны среди организаторов прогулок по рекам и каналам.

Вторая волна

Рынок подержанных (брокеражных) судов также оживился и демонстрирует рост. По объему продаж он превосходит первичный рынок. "Сложно сказать, что влияет на столь позитивные показатели. Возможно, отложенный спрос — в предыдущий период на рынке было затишье. Или показатели благосостояния населения: брокеражные лодки при неплохом их качестве все же заметно дешевле", — полагает Борис Лашков.
"Появились новые покупатели, в частности те, кто приобретает первую в своей жизни яхту или катер. В прошлом году в рамках проводимой нами выставки было много новых посетителей. При этом люди понимают, что им нужно. Стоит отметить, что состоялись продажи трех брокеражных яхт прямо с экспозиции — прежде таких результатов не было", — рассказывает Дмитрий Макаров, директор выставки St. Petersburg International Boat Show.
Продавая судно, владелец, как правило, пересаживается на другое — подлиннее.
"Подметив эту тенденцию, мы начали активно предлагать услугу трейд–ин — прием в зачет имеющейся яхты клиента при приобретении более крупной или новой модели. Развитию этого рынка может способствовать более плотная работа с банковскими структурами и другими финансовыми организациями. Сегодня предложение услуг кредитования и лизинга яхт и катеров выражено очень слабо", — говорит Анна Шумейко.
Среди сдерживающих факторов развития рынка помимо экономического — отставание яхтенной инфраструктуры в Петербурге.
"Появление новых жилых комплексов у воды с маринами должно дать рынку некоторый стимул", — ожидает Борис Лашков. Пока же, по словам Анны Шумейко, потенциальные владельцы все чаще рассматривают возможность хранить и эксплуатировать яхту не на Балтийском, а на Черном море, где более длинный сезон, появились качественные марины и адекватная туристская инфраструктура, особенно в Сочи.

Проверенные марки

Наибольшим спросом пользуются яхты английской Princess, итальянского Azimut, французской Beneteau. В классе многофункциональных морских катеров для частного и профессионального использования по–прежнему лидирует финская Targa.
"Рынок больших по размеру глиссирующих моторных лодок сейчас за Princess и Azimut. Хотя должен отметить, что у каждого производителя есть свой козырь в виде эталонной лодки в своем размере. Достаточное время никому не удавалось предложить альтернативу Princess 52 Fly с ее идеальной планировкой среди флайбриджных яхт этой длины, а сейчас появился, например, Absolute 50 Fly, ставший "Европейской яхтой 2017 года" с еще более интересными решениями", — отмечает Олег Гусев.
Среди российских марок популярны катера казанской Velvette, петербургских North Silver и Grizzly. По оценкам Дмитрия Макарова, доля российских производителей лодок размером до 20 футов составляет свыше 80%, от 20 до 30 футов — не более 20%, в сегменте от 30 футов продажи единичные.
"При этом российские производители растут в длину. Появляются яркие интересные проекты, среди которых можно выделить Velvette 33, Grizzly 840, North Silver 1440. Если прежде российские модели радовали преимущественно импортным оборудованием, то теперь они могут составить достойную конкуренцию иностранным лодкам также качеством постройки", — добавляет эксперт.
Всего в Петербурге свыше 20 компаний, занимающихся продажами яхт и катеров. Основными игроками являются Burevestnik, Jonaсor Marine, Nordmarine, Polar Star.