По дороге в офис

Сокращение рынка госзаказов в дорожном строительстве подтолкнуло миллиардера Игоря Букато сделать ставку на коммерческую недвижимость, финансы и грузоперевозки.

Петербургский миллиардер Игорь Букато, контролирующий дорожно–строительный холдинг "Возрождение", реструктурировал и диверсифицировал свой бизнес. Он стал владельцем нескольких активов в области коммерческой недвижимости, финансов и грузоперевозок. Распределить риски по разным бизнес–направлениям миллиардера сподвигло кризисное сокращение бюджетных инвестиций в дорожное строительство.

Отель, ресторан и грузы

Игорь Букато вместе с семьей занимает 78–е место в Рейтинге миллиардеров — 2016, его состояние оценивается в 10,61 млрд рублей. Главный актив семьи Букато — группа проектно–строительных компаний "Возрождение". ГК традиционно входит в тройку крупнейших дорожно–строительных компаний по версии журнала "ТОП–100" (спецпроект "ДП").
Правда, в 2015 году выручка компании упала более чем вдвое. Год назад в интервью "ДП" Игорь Букато пояснял: "Начался кризис. Денег стало меньше. В условиях нестабильной экономической ситуации особенно тяжело приходится дорожно–строительной отрасли: идет серьезное сокращение объемов бюджетных инвестиций, дорожного строительства, ослабление курса национальной валюты, инфляция и удорожание строительных материалов".
Второй после дорожно–строительного крупнейший блок в бизнесе Игоря Букато — недвижимость. В последнее время он стал владельцем и совладельцем нескольких новых активов. В их числе МФК "Виктория" в Выборге, включающий отель и бизнес–центр. Евгения Букато, дочь Игоря Букато и руководитель PR–направления "Возрождения", пояснила, что компания собиралась реконструировать принадлежащее ей общежитие в Выборге под жилье, но потом решила построить здесь гостиничный комплекс. "Это очень удачное для отеля место, у нас всегда много гостей. Гостиничный бизнес очень перспективен, особенно сейчас, когда туризм на подъеме", — отмечает Евгения Букато.
Кроме того, Игорь Букато выделил два спецподразделения, курирующих направление недвижимости: УК "Управление недвижимостью" и "Эстейт–менеджмент". Учредил фирму "ЛТС Экспресс", которая занимается грузоперевозками, и обзавелся собственной инвесткомпанией "Никаинвест".

Песка в песочнице мало

Главный заказчик в дорожном бизнесе — государство. В кризис ситуация с заказами нестабильна. Правда, на днях "Возрождению" достался крупный контракт (1,83 млрд рублей) на реконструкцию перрона № 3 в Пулково–2. Но не ясно, могут ли петербургские дорожники рассчитывать на масштабные заказы в будущем: строительство Западного скоростного диаметра завершено, а другие крупные стройки откладываются (подробнее об этом — на стр. 4–5). Адресная инвестпрограмма комитета по развитию транспортной инфраструктуры в 2017 году сократилась на 8,6 млрд рублей с 2016–го и составила 41,4 млрд (в 2015–м было 45,7 млрд). По данным директора НП "РОССО–ДОРМОСТ" Кирилла Иванова, в 2016 году около трети дорожно–строительных компаний Петербурга находились в предбанкротном состоянии, 38% предприятий отрасли ушли с рынка.
В этой ситуации логичным выглядит решение Игоря Букато диверсифицировать бизнес, считают эксперты.
Аналитик "Алор брокер" Алексей Антонов отмечает: предприниматель диверсифицирует бизнес также и географически. У компании есть проекты в Туркменистане, Афганистане, Никарагуа, Чили. Сегодня для успеха в дорожно–строительном бизнесе недостаточно иметь слаженную команду инженеров и даже собственное производство строительных материалов, как у "Возрождения". "Работать на территории Петербурга и Ленобласти — все равно что играть в одной песочнице: песка на всех детей может не хватить. Поэтому логично вкладываться в новые направления бизнеса, такие, где бизнесмен не ограничен географией Северо–Запада, как в дорожном строительстве", — говорит Алексей Антонов.