На что ретейлеры тратят маржу

 

Эльвира Агурбаш, первый вице–президент ООО "Фирма "Мортадель", взорвала социальные сети своей пламенной речью о взаимоотношениях производителей и сетевого ретейла. Видеоролик ее выступления, снятый на парламентских слушаниях комитета Совета Федерации по аграрно–продовольственной политике и природопользованию, распространялся в Сети со скоростью вируса с заголовком: "Торговые сети наживаются в кризис".
"Когда я слышу о торговой наценке 40–45%, мне становится смешно. Торговая наценка на продукцию варьируется от 80 до 252%", — заявила Эльвира Агурбаш, сославшись на документы: подписанные и заверенные печатями с обеих сторон отпускные накладные, кассовые чеки. Получается, что если отпускная цена товара 100 рублей, то при наценке 252% розничная цена составит 352 рубля.
Стало очень интересно, на что розничные торговцы тратят такую маржу — разницу между ценой и себестоимостью. Но столь же пламенной ответной речи представителей торговых сетей, которые могли бы рассказать, например, о взаимоотношениях с банкирами, взимающими огромные проценты по кредитам, не прозвучало.
Беглое изучение отчетности крупнейших ретейлеров показало, что относительная маржа (отношение выручки к себестоимости реализованных товаров) действительно составляет в среднем 40%. В себестоимость розничные торговцы включают стоимость товаров, которые продают в сети, транспортные расходы (1–3% от себестоимости), а также потери (5–10%). А остальные расходы, в частности на персонал (40%), аренду помещений (30%), сети включают в коммерческие расходы. И в сумме они как раз укладываются в маржу, а если превышают ее, то компания работает в убыток. Например, ПАО "Дикси Групп", на которое Эльвира Агурбаш ссылалась очень активно, закончила прошлый год с убытком.
Производители не только продовольственных, но и промышленных товаров очень любят ругать розничные сети, обвиняя их во всех смертных грехах, а главным образом в алчности. Но это не совсем справедливо. Даже крупные розничные торговцы, а это семь федеральных сетей, не могут диктовать цены — они занимают всего лишь 25% розничного рынка РФ. Реальные доходы населения падают, а вслед за ними и обороты торговцев. Им ничего не остается, как снижать цены.
При этом расходы ретейлеров растут. И если потери (к ним можно отнести и порчу товаров, и воровство) розничные торговцы энергично сокращают, то издержки поставщиков, особенно монополистов, сократить не так просто. Коммунальные платежи (5–10% в общей сумме коммерческих расходов) за прошлый год возросли на 33%, транспортные расходы — в 1,5 раза. Одной из причин такого роста стала запущенная правительством России система сбора средств за проезд по федеральным трассам "Платон". Учитывая, что тариф "Платона" возрастет с середины апреля на 25%, можно предположить, что и транспортные расходы возрастут еще на 10–13%. В общем, с одной стороны на розницу давит потребитель, с другой — контрагенты, повышающие цены вследствие государственной политики, нацеленной на пополнение бюджета. А крайними в этой ситуации остаются производители.