Предпринимательские риски: новая реальность

 

Автор генеральный директор ООО "Северо–Западный юридический центр"
Под занавес прошлого года были тихо и быстро приняты поправки, кардинально изменившие реальность с точки зрения предпринимательских рисков. Первая поправка — в закон об ООО — гласит, что если компания признана недействующей и исключена из ЕГРЮЛ в порядке закона "О госрегистрации", то ответственность по обязательствам этого ООО может быть возложена в субсидиарном порядке на контролирующих лиц, которые действовали недобросовестно и неразумно.
Это противоречит тому самому закону "О госрегистрации", где сказано, что информация о принятом решении о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юрлица публикуется в течение 3 дней с момента принятия. Три месяца с момента публикации кредиторы могут направить мотивированные возражения — тогда решение об исключении должно отменяться.
Теперь попробуем смоделировать применение этой нормы. Фирма год не сдавала отчетность, не вела деятельность и попала в разряд недействующих. Налоговый орган уведомил через органы печати всех заинтересованных лиц о предстоящем исключении фирмы из ЕГРЮЛ, прошло 3 месяца, фирма исключена из реестра. И тут появляется некий кредитор и начинает предъявлять иски к руководителю и учредителям. По каким–то обязательствам.
У меня вопрос: где кредитор был все это время? Бывает, что объективно невозможно предъявление претензий к должнику. Но есть процедура судебного оспаривания решения ИФНС об исключении недействующего юрлица из реестра. Там истец доказывает невозможность предъявления иска в установленные сроки.
Зачем было вносить эту неоднозначную норму в закон об ООО? Чего этим хотел достичь законодатель? Чтобы учредители не бросали фирмы? Похвальное желание. Но не такими же методами! Уже есть положение закона "О госрегистрации", что если фирма была исключена из ЕГРЮЛ как недействующая, то ее учредители и руководители не смогут в течение 3 лет после этого учреждать новые компании и руководить ими. Этого недостаточно? Теперь дисквалифицированным собственникам подобных компаний еще придется ждать эти 3 года, не придут ли к ним с исками кредиторы. Сурово.
Кстати, в анализируемой норме не указан срок, в течение которого кредиторы смогут заявить свои требования к учредителям и руководителю недействующих юрлиц. Предполагаем, что в данном случае будет применяться общий срок исковой давности 3 года.
Есть еще один момент, который вызывает недоумение. Изменения вносятся только в закон об ООО. Ни в ГК, ни в закон об АО изменения не вносили. То есть если исключат как недействующее акционерное общество, то подобное привлечение к ответственности его бывших акционеров невозможно? Или будут применять эту норму по аналогии?
Другой вопрос: что делать руководителям таких компаний? Ведь получается, что они рискуют личным имуществом, заключая любую коммерческую сделку. В условиях нестабильного рынка это просто убьет предпринимательскую активность.