Декларация о dolce vita

 

В конце прошлой недели министры во главе с Дмитрием Медведевым подали декларации о доходах. Опубликованы они будут в течение месяца, но вряд ли там найдется что–то интересное. В конце концов, даже в известном расследовании известного оппозиционера не было сказано, что премьер–министр чем–то владеет. Обвиняли его в том, что он использует то, что формально принадлежит людям, с которыми он дружит, и фондам, которыми эти люди руководят.
Любопытно, что именно Медведев в бытность президентом России обязал госслужащих отчитываться о доходах. Это решение имело поддержку общества: слуги народа отчитываются перед хозяевами. Но то, что было гладким на бумаге, оказалось весьма неровным в реальности. Вопреки поговорке, на выдумку хитра не только (и не столько) голь. Эффективные государственные менеджеры могут дать голи 100 очков вперед.
В свое время другой глава правительства Владимир Ленин подарил отечественной политологии среди прочего и такую цитату: "Формально правильно, а по сути издевательство". Это было сказано в 1921 году по поводу продовольственного налога, но в современных реалиях приходится ко двору регулярно и по самым разным поводам. Всем ясно, что в своем нынешнем виде декларации не выполняют своего предназначения. О чем же в них надо писать, чтобы ситуация изменилась?
И тут мы оказываемся в тупике. Невозможно обязать каждого госслужащего отчитываться о благосостоянии всех, с кем он знаком: однокурсников, бывших жен, старых друзей, соседей по даче, а также всех организаций, к которым эти знакомые имеют отношение. Закон немеет перед дружеским одалживанием хоть яхт, хоть дворцов.
Человечество придумало лишь два способа выхода из этого тупика. Первый — такой вариант общественного договора, который разрешает власти жить хорошо (надбавка за вредность). Второй — выборы. Либо во всей этой dolce vita нет ничего дурного, либо все–таки есть, и не нужно искать формального повода для отставки госслужащего Х — его можно просто не переизбрать.