Розница идет вперед

Рынок дистрибуции компьютерной техники восстанавливается. Продажи в розничном сегменте быстрее реагируют на перемены, а корпоративный сегмент не так быстро растет, но и уменьшался он медленнее.

Аналитики оценивают объем рынка IT–дистрибуции в 2016 г. примерно в $17–18 млрд, если включать в него смартфоны и операторское оборудование, но не включать бытовую технику, поставками которой также занимаются некоторые дистрибьюторы. Кризис и падение курса рубля негативно повлияли на рынок. В долларовом выражении разные сегменты техники показали в 2015 г. падение в диапазоне 10–60%. В 2016 г. ситуация стала стабилизироваться, и в долларовом эквиваленте общее падение рынка можно оценить примерно в 2%.

На всю страну

Консолидация привела к тому, что сейчас к основным игрокам российского рынка можно отнести около 20 компаний, а если учитывать более мелких специализированных игроков, то примерно 50. Среди них такие широкопрофильные дистрибьюторы, как Merlion, "Марвел–Дистрибуция", OCS, ELKO, "Треолан", DiHouse, "Олди", а также специализированные или нишевые (поставляют какой–то определенный вид продукции) ВВП, "Тринити Фэлконс", "Ландата", RRC, "Комптек", "А1Тис". Как отмечают в компании "Марвел", все основные игроки, на сегодняшний день входящие в первую двадцатку, имеют головной офис в Москве, хотя изначально некоторые из них (например, OSC, "Марвел–Дистрибуция") появились в Петербурге. При этом их офисы расположены и в Петербурге, и в других городах страны. Поэтому оценить объем рынка Петербурга можно наиболее объективно с точки зрения потребления ИТ–техники — она составляет около 8%, если считать и розницу, и корпоративный сегмент.
При этом основная доля техники импортируется из–за рубежа. И в части импорта продукции на рынке ситуация складывается по–разному: некоторые компании сами являются импортерами, другие работают через множество импортеров, которые могут формально быть не связаны в группу, кто–то пользуется услугами компаний–импортеров, принадлежащих таможенным брокерам.
"У нас весь товар, который продают компании, действующие под брендом "Марвел–Дистрибуция", за исключением продукции, которую ввозят вендоры в страну самостоятельно, импортирован двумя юридическими лицами: ООО "Марвел КТ", ООО "Марвел АВ", входящими в группу компаний "Марвел КТ". Сейчас компании находятся в финальной стадии объединения в одно юридическое лицо", — рассказывает генеральный менеджер и старший вице–президент компании "Марвел–Дистрибуция" Константин Шляхов, отмечая, что, выстраивая процесс импорта таким образом, компания гарантирует, что вся продукция ввезена в Россию в соответствии с действующим законодательством, без использования каких–либо схем и с полной оплатой всех таможенных платежей, налогов и пошлин. Так, только за 2015–2016 гг. эти компании заплатили 15,4 млрд рублей таможенных платежей и НДС.

Себе и в офис

Дистрибьюторы IT–техники работают, как правило, не с конечными потребителями, а поставляют продукцию оптом, но тем не менее их бизнес делится на розничный и корпоративный сегменты — в зависимости от того, с кем работают их партнеры. Сейчас в среднем по России на розничный сегмент приходится около 55% поставок дистрибьюторов, но следует учитывать, что часть товаров, которые традиционно продаются в рознице (принтеры, компьютеры и т. д.), идут и в корпоративный сегмент.
В последние годы соотношение розничного и корпоративного сегментов менялось. Так, в кризис у розничных покупателей, по словам участников рынка, сначала произошел кратковременный всплеск потребления, связанный со стремлением защитить рублевые накопления от стремительной девальвации после резкого падения курса рубля. Но затем он начал моментально "схлопываться", в то время как корпоративный — как более инертный — реагировал не так резко, с некоторым опозданием.
Сейчас же на рынке наблюдается обратная ситуация: восстановление розничного сегмента идет быстрее. Например, рынок смартфонов, который фактически на 100% является розничным, в 2016 г. вырос на 25% и продолжает рост.

С китайским акцентом

Среди тенденций спроса участники рынка отмечают увеличение доли китайской продукции на российском рынке в 2015–2016 гг. При этом качество ее повышается. На рынке смартфонов заметно усилили позиции Huawei, Meizu, Xiaomi, активизировались в России и другие китайские производители, такие как OnePlus, Doogee и пр.
Еще одной тенденцией спроса стал рост конкуренции официальному каналу поставок, состоящему из дистрибьютора и розничной сети, со стороны трансграничной торговли через онлайн–площадки (AliExpress, JD.com). Они имеют ценовое преимущество перед офлайновыми поставщиками за счет неуплаты НДС и таможенных пошлин покупателем. Участники рынка дистрибуции ждут шагов по регулированию этого канала со стороны государства, однако, несмотря на многочисленные заявления со стороны таможенного ведомства о грядущем вводе ограничений на беспошлинную покупку в заграничных онлайн–магазинах для частных лиц, этого так и не произошло.
Тем временем дистрибьюторы также стремятся развивать онлайн–каналы продаж. Например, "Марвел–Дистрибуция" запустила в марте площадку по оборудованию HPE (Hewlett Packard Enterprise). Как отмечает Константин Шляхов, розничные варианты подобных торговых площадок существуют уже несколько лет, а в корпоративном сегменте такой проект стартовал впервые, причем не только в России, но и в Европе.
Маркетплейс ориентирован на заказчиков сегмента СМБ, которые смогут сами выбрать требуемые конфигурации оборудования и разместить заказ у системного интегратора. При этом он сокращает свои временные и финансовые затраты, а также получает гарантию того, что оборудование поставлено строго через авторизованный канал.

Следуя курсу

Поскольку компьютерная техника закупается за рубежом, то курс доллара оказал значительное влияние на уровень цен. Причем если в 2015 г. рост средних цен оказался не таким существенным, как рост курса валют, из–за того что потребители переключились на более дешевые товары во многих товарных сегментах, то в 2016 г. средние цены в рублях выросли в рознице на 15%, что превышает темпы девальвации рубля.
Это связано с тем, что рост среднего ценника опередил среднегодовой рост курса доллара, поскольку потребители стали снова обращать внимание на более производительные, а значит, и более дорогие устройства. Это также свидетельствует о тенденции к стабилизации рынка.