Как создать производство креативных полиграфических сувениров за пять шагов

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Книжный магазин "Подписные издания" занялся производством петербургских сувениров, что позволило компании за 3 года нарастить выручку в 2,4 раза. Открытки, поребрики и сумки уже продаются в Доме книги, "Буквоеде", "Республике" и других магазинах.

Три года назад Михаил Иванов в подвале книжного магазина "Подписные издания" на Литейном пр. принялся вырезать из гранита поребрики–магниты, которые не пылятся под ногами прохожих, а украшают холодильники туристов, побывавших в Петербурге. Это один из самых популярных сувениров, которые производят "Подписные издания". Михаил сделал их около 3 тыс., а потом нанял специального "поребречника". Уже продано больше 20 тыс. магнитов.
В ассортименте "Подписных изданий" также полиграфические сувениры — открытки, закладки, блокноты, тетради, альбомы для художников и холщовые сумки.
Михаил Иванов — директор по развитию "Подписных изданий" и внук Галины Ермаковой, которая руководила магазином с 1979 года и вместе с дочерью Аллой Ивановой является владелицей магазина. В 2012 году пришла очередь внука взяться за развитие семейного бизнеса. Пять лет назад Михаил мечтал развить сеть торговых точек, но, чтобы не растерять логистику, глубину ассортимента, решил оставить один магазин, но начать новое направление бизнеса.
Так вместе с книгами появились сувениры. Их присутствие ограничили 20% как по занимаемой площади, так и по выручке. Но найти подходящие товары оказалось трудно. "Большинство туристов, приезжающих в Петербург, — это россияне (в 2016 году 60% туристов. — Ред.), а сувениров для них не было", — говорит Михаил Иванов.
Тогда решили наладить производство самим. Первым продуктом стала серия "Говори как петербуржец" — картинки с гречей, парадной, водолазкой и другими местными словечками. "Издания" играют не на традиционных символах, а иронизируют над серостью и внешней неприветливостью города. Вместо Медного всадника на открытке чайка, передающая привет из "меланхоличного с 1703 года города". "Из Петербурга с апатией и безразличием", — фраза, которая родилась во время скучного театрального спектакля, превратилась в популярную серию открыток и блокнотов.
Печатать только для себя оказалось невыгодно, и чтобы уменьшить себестоимость, увеличили тиражи и договорились с книжными сетями о реализации. Первым партнером в конце 2013 года стала сеть "Буквоед", где Михаил раньше работал. Затем стали продавать в "Доме книги", "Республике" и др. Сейчас продукция представлена в 450 магазинах России. Это не только сувениры. Чтобы уйти от сезонности сувенирного бизнеса, Михаил решил начать выпускать блокноты, тетради, к ним добавились скетчбуки и упаковочная бумага.
"Экономически производство сувенирной и канцелярской продукции выгоднее, чем торговля книгами. У нас валовая наценка на книги не превышает 70%. С помощью собственной сувенирной и канцелярской продукции мы смогли вывести общую валовую наценку на 105%", — признается Михаил. В 2016 году выручка компании составила 74,5 млн рублей — это на 63% больше, чем годом ранее, и в 2,4 раза больше, чем в 2014 году.
Объем рынка продаж книг в Петербурге оценивается в 5 млрд рублей в год. "В нашей сети около 30% выручки приходится на сувениры и канцелярию, — говорит Денис Котов, генеральный директор книжной сети "Буквоед". — В основном мы импортируем их из Китая и будем дальше расширять поставки".
В сети "Республика", наоборот, на книги приходится треть выручки, а остальное — это сувениры, канцелярия, товары для дома. "У нас представлено много местных марок, к нам постоянно обращаются новые бренды", — рассказывают в сети.