От России на Евровидение отправится 27-летняя певица Юлия Самойлова, с детства передвигающаяся в инвалидной коляске. Реакцию на предстоящее выступление исполнительницы нетрудно вычислить, если вспомнить недавний скандал с актрисой Ренатой Литвиновой и Владимиром Познером.
В субботу, положив конец обсуждениям того, кто именно поедет от России на Евровидение в Киев, Первый канал сообщил имя исполнительницы. Ей стала 27-летняя Юлия Самойлова. Певица с детства передвигается в инвалидной коляске и имеет первую группу инвалидности, в 2014 году она выступила на церемонии открытия Параолимпийских игр в Сочи.
До этого среди возможных участников кого только не называли — и солистку группы "Серебро" Елену Темникову, финалистов шоу "Голос" и коллектив "SOPRANO Турецкого". В самом начале марта депутат Госдумы Виталий Милонов и вовсе предложил никого не отправлять на Евровидение. Даже обратился к Эрнсту, пояснив недопустимость поездки на конкурс.
"Участие наших артистов на данном конкурсе недопустимо ни в каком виде. Невозможно представить, чтобы советские граждане в 1943 году отправились бы на условный музыкальный конкурс "Рейховидение"!" — заявил парламентарий.
Репетиция реакции
Идею Виталия Милонова даже немного пообсуждали, будто бы всерьез, но потом оставили в покое. Еще через несколько дней, за неделю до того как Первый канал раскрыл имя участницы, которую отправят на конкурс, разгорелся целый скандал, тогда, казалось, и не имевший никакого отношения к конкурсу. После эфира того же Первого канала, где в передаче "Минута славы" Рената Литвинова и Владимир Познер крайне неосторожно высказались об участнике-танцоре с ампутированной ногой. Познер назвал выступление запрещенным приемом, а Рената Литвинова участника — "человеком-ампутантом". Если вырывать их слова из контекста, то звучит действительно ужасно. В сущности обидеть танцора никто, конечно, не намеревался, а Рената Литвинова и вовсе было даже заговорила о том, как нелегко приходится инвалидам в России, но, очевидно, выразила свою мысль не самым лучшим образом.
Произошедшее обсуждали не меньше недели, регулярно выливая на телеведущего и актрису обвинения то в нищебродстве душ, то в попытках сделать шоу на боли. Ведущая Елена Летучая высказалась следующим образом: "И потом мы удивляемся, почему в нашей стране людей с ограниченными возможностями за людей не считают?!"
Тут, правда, ситуация, вероятнее всего, обратная: в стране, где ситуация с отношением к инвалидам действительно не выглядит самой оптимистичной, вполне закономерно, что для общения с ними даже в эфире другие не могут подобрать правильные слова.
За неумение подобрать слова в итоге извинились и Познер и Литвинова, объяснив, что обидеть танцора никто не намеревался. Но тот все же принципиально покинул шоу. Намеренной или нет репетицией реакции на результаты Евровидения была эта передача, но выглядела она именно так.
Теперь, в случае если выступление Юлии Самойловой в Киеве не оценят, реакцию российской общественности из числа регулярной аудитории центральных каналов даже и предугадывать не надо. Европу обвинят в предвзятости и "издевательстве над российскими" инвалидами. Некоторые СМИ уже даже предусмотрительно написали, что на Западе к такому привыкли и даже припомнили историю с параолимпийцами.
Это не запрещенный прием
Предположили уже и то, что на конкурсантку из России выльется огромное количество политической грязи и обвинений в манипуляции с мнением за счет своего положения. И то и другое, конечно, вряд ли. Особенные участники на Евровидение за всю историю конкурса появлялись хоть и не часто, но все-таки появлялись и отношение к ним сложно назвать каким-то особенным — таким исполнителям ни разу не доставались призовые места. В 2008 году на конкурс от Грузии отправилась незрячая певица Диана Гурцкая. В финале она заняла только 11-е место, набрав 83 бала. А победителем в том году впервые в истории конкурса стал участник из России Дима Билан, исполнивший песню Believe. В 2015 году на Евровидение впервые выступила исполнительница, лишенная возможности передвигаться самостоятельно. Парализованная ниже пояса после автомобильной аварии 2006 года певица из Польши Моника Кушиньская прошла в финал конкурса, но заняла лишь 23-е место. А панк-группа из Финляндии, состоящая из четырех участников с синдромом Дауна, не смогла добраться даже до финала, заняв в полуфинале 16-е место из возможных 16. Последних зрители еще и раскритиковали, причем достаточно безжалостно, пояснив, что этой песни "адекватно не должно быть на Евровидении".