Бюджет — дело нудное, но полезное

 

Недавно Дмитрий Медведев упрекнул губернаторов российских регионов в излишнем оптимизме при планировании бюджета. Это проблема на всех уровнях: даже по негласным правилам международных финансов у нас в стране максимальный горизонт планирования — это 5 лет. Для сравнения: в США планируют на 20 лет, в Японии — на 100.
Составление бюджета компании — дело нудное, но для успеха просто необходимое. Многие считают, что если ты ИП, то бюджет тебе не нужен. Это очень свойственно для России, где люди в принципе не привыкли планировать и загадывать на долгие промежутки времени. Но даже если у вас маленькая компания, с хотя бы примерно составленным бюджетом можно добиться гораздо больших результатов, чем без него. Совсем не обязательно для этого соблюдать все формальности, которые предусмотрены учетом, например, в прогнозном балансовом отчете, но логику бюджета необходимо понять любому бизнесмену.
Первым делом нужно определиться с теми категориями доходов и расходов, с которыми вам придется иметь дело в плановом периоде, и определить этот период — месяц, квартал или год. Можно ориентироваться практику, на конкурентов или коллег по рынку. Ключевой показатель при расчете доходов — прогноз продаж, учитывающий разные категории товаров/услуг и, например, сезонность.
Затем нужно скорректировать ожидания в соответствии с предполагаемыми переменами. Например, у вас будет другая система налогообложения, расширится дистрибуционная сеть, появятся дополнительные сборы, увеличатся акцизы или в связи с поправками в законодательстве поменяется налоговая база. Все эти расходы и доходы тоже обязательно надо учесть в бюджете.
Просчитайте денежные потоки, это очень важная штука. Когда вы видите свой план платежей — входящих и исходящих, — ситуация внезапного кассового разрыва станет гораздо менее вероятной. Тут важно понимать, когда и где вы делаете предоплату (или ее делают вам), а где возможна отсрочка платежа.
Затем в лучших западных традициях планирования желательно предусмотреть в бюджете графы "запланированное", "по факту" и "разница". Так вы сможете оценить свою эффективность, учесть расхождения на будущее. А возможно, даже понять, что с вашим бизнесом пошло не так, если вы неожиданно увеличили расходную часть и не увеличили доходную.
Ну и самое главное. Бюджет — это не вещь в себе. Это документ, который нужно использовать в текущей деятельности, корректировать, с которым стоит консультироваться и сверяться. В грамотных руках бюджет может избавить от многих проблем и просчетов.
Автор исполнительный директор сервиса QOOD