00:2413 марта 201700:24
661просмотров
00:2413 марта 2017
В конце прошлой недели один из богатейших граждан России (не являющийся при этом ее налоговым резидентом) Алишер Усманов получил от президента Италии орден за заслуги перед республикой. Заслуги носят реставрационный характер: Усманов помогал ремонтировать здание посольства Италии в России, а также целый ряд римских достопримечательностей во главе с фонтаном Диоскуров и форумом Траяна.
Тем самым миллиардер дал повод для очередной вспышки левацкой риторики: зарабатывают тут, а тратят там, если не на форумы Траяна, так на лондонские футбольные "Арсеналы".
Некрасиво, мол. Надо признать, что критика не вполне справедлива: Усманов помогает и отечественным музеям, да и не только музеям. Но швейцарская налоговая резидентура (и налоговые десятки миллионов долларов в год в другой бюджет) — это тоже факт.
Российские олигархи вкладывают деньги в западные ценности, как культурные, так и народные (футбольные команды), с понятной целью: стать своими в западном мире, войти в такие круги, в которые иначе не попадешь. В известном смысле они реставрируют не только фонтаны и форумы, но и собственный имидж.
Однако на европейское общественное мнение не получается воздействовать так легко. Скажем, парижский футбольный клуб ПСЖ принадлежит предпринимателям из Катара, миланские "Интер" и "Милан" — китайцам. Но ни в Париже, ни в Милане никому не приходит в голову делать из этого вывод, что данные бизнесмены (или тем более их страны) — "парни как мы".
Скорее уж говорят о купеческом размахе и деньгах, упавших с неба, на инвесторов смотрят с недоверием и не считают их "своими". Как говорится в рекламе, есть вещи, которые нельзя купить.
Конечно, ситуацию можно увидеть по–другому, и тогда Алишер Усманов становится примером "всемирной отзывчивости русского народа", о которой писал Достоевский. Ему, отзывчивому, что "Томь", что "Арсенал", что заброшенные тверские усадьбы, что фонтан Диоскуров. Но реставрации имиджа куда больше поспособствует статус самого щедрого благотворителя России, чем 30% акций "Арсенала".