Антимонопольщики могут завести 20 новых дел о ремонте "Авроры" на Кронштадтском морском заводе

Автор фото: Ваганов Антон
Россия. Санкт-Петербург. Крейсер первого ранга "Аврора".

Количество дел в УФАС против Кронштадтского морского завода, связанных с ремонтом крейсера "Аврора", может увеличиться с 20 до 40. В частности, у проверяющих вопросы к закупке тикового дерева в гораздо большем объеме, чем площадь палубы. Под таким прессингом завод, похоже, пошел на попятную и начал снижать сумму подтвержденных работ.

В управлении ФАС по Петербургу готовят еще два десятка антимонопольных и административных дел против Кронштадтского морского завода, который с сентября 2014 года до июля 2016 года ремонтировал крейсер "Аврора" (на место стоянки на Петроградской набережной в Петербурге крейсер вернулся в ночь на 16 июля 2016 года). Об этом "ДП" сообщили собеседники в УФАС по Петербургу. В пресс-службе ведомства отказались от комментариев по этому поводу.
Среди претензий антимонопольщиков сегодня, пожалуй, самая примечательная — это закупка тикового дерева из Мьянмы для палубы крейсера в объеме, на 20% превышающем необходимый. Впрочем, завод не согласен с позицией УФАС и обжалует ее в судах.

У вас тик

Во время недавнего ремонта на палубе "Авроры" поменяли около 30% тикового покрытия, купив его примерно на 25 млн рублей. Полностью его меняли в 1984-1987 годах во время капремонта крейсера, которое проводило ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". За новый ремонт завод решил не браться. Там пояснили, что их не заинтересовали условия конкурса. Так подряд получил Кронштадтский морской завод.
Завод покупал тик по нескольким госзаказам. Во всех случаях закупка производилась в формате "у единственного поставщика": в ноябре 2015 года 1,6 м3 древесины за 613 тыс. рублей у компании "Бэствинир", в мае 2015 года 2 м3 древесины из Мьянмы за 18 тыс. евро (1,4 млн рублей) у торгового дома "Стройдан", в марте 2016 года 6,5 м3 за $57,4 тыс. (4 млн рублей) у компании "Иствуд" и в декабре 2015 года 13,9 м3 за 113 тыс. евро у "Вудстока". В УФАС по Петербургу считают, что закупка товара в валюте привела к неэффективной трате бюджетных денег.
Детали выполнения контракта в "Вудстоке" раскрывать отказались, сославшись на наличие всей информации на портале госзакупок. Известно, что на поставку ушло 4 месяца. Для подрядчика участие в этой закупке стало предметом гордости, на сайте компании сообщается: "За бирманским тиком специально ездили в Мьянму. Первым после ремонта посетил знаменитый корабль наш Верховный главнокомандующий Путин В.В.".
По заключению УФАС, "с учетом кривизны палубы и 20% отбраковки тик закуплен в большем объеме, чем предусмотрено документами". В управлении недоумевают, куда могло уйти лишнее дерево. На заводе объясняют, что стелили тик в несколько слоев.

Женщины на каблуках

"ДП" посетил недавно отремонтированный крейсер, чтобы убедиться в обоснованности претензий, и обнаружил, что палуба из дорогостоящего тикового дерева спустя менее чем год после открытия корабля для посетителей находится в отменном состоянии. В июне 2016 года Кронштадтский морской завод заключил контракт с верфью "Полтава" на циклевку настила за 10,3 млн рублей.
"Руководство решило восстановить палубу в точности такой, какой она была век назад, поэтому выбор пал на тиковое дерево, которое укладывали в несколько слоев. Другое дело, что тик не приспособлен для туристов, а тут еще женщины на каблуках", — рассказал "ДП" собеседник в верфи "Полтава", участвовавший в этих работах. На самом корабле пояснили, что средняя проходимость на крейсере — около 3 тыс. человек в день, но палубу по регламенту покрывают тиковым маслом, чтобы поддерживать внешний вид.
Собеседники "ДП" в УФАС также рассказали о подозрениях, что борта революционного крейсера были недобросовестно очищены от ржавчины. На корабле пояснили, что в минувшем году корабль прошел косметический ремонт, а осмотр внешнего вида крейсера не подтвердил слова антимонопольщиков.
Ранее во время проверки ремонта крейсера УФАС уже обнаружило массу признаков нарушений. Так, ведомство проверило жалобу ООО "Рубин" на действия Кронштадтского морского завода при заключении контракта на асфальтирование причала в Кронштадте, откуда отходила "Аврора".
Антимонопольщики выяснили, что асфальтирование могло происходить по контракту на ремонт и обслуживание судов Ленинградской военно-морской базы, а завод предоставил документы об исполнении госконтракта на ремонт крейсера. УФАС оштрафовало Кронштадтский морской завод на 105 тыс. рублей и его директора на 15 тыс. рублей за предоставление неверных сведений о ремонте корабля.
Кроме того, УФАС подозревало Кронштадтский морской завод в предъявлении работ с нарушением условий составления госконтракта на общую сумму 18 млн рублей. Так, например, завод сделал закрытыми закупки на поставку кондиционеров, ссылаясь на наличие сведений, составляющих гостайну, хотя госконтракт не предусматривает наличие таких сведений в закупках. Также завод, по мнению УФАС, рассчитал собственные выполненные работы по завышенным нормативам, что привело к завышению стоимости работ на 18 млн рублей.
Кронштадтский морской завод обратился в арбитраж с требованием признать предписания УФАС незаконными. Заседание назначено на 30 марта - антимонопольщикам придется доказать свою позицию в суде.
Добавим, по информации источников "ДП", после начала проверок КМЗ провел переоценку проделанных работ и снизил их стоимость с первоначально заявленных с 1,03 млрд до 999 млн рублей.

Комментарий АО "Кронштадтский морской завод"