Что отличает женщин-политиков в России. Комментарий

 

По данным системы медиаанализа "СКАН-Интерфакс", самая упоминаемая в российских СМИ женщина-политик официальный представитель МИД Мария Захарова. На втором и третьем местах расположились глава ЦБ Эльвира Набиуллина и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Кроме того, в списке самых упоминаемых женщин-политиков депутаты Госдумы Ирина Яровая и Наталья Поклонская, члены правительства Ольга Голодец и Вероника Скворцова. Самые упоминаемые среди зарубежных женщин-политиков – экс-кандидат в президенты США Хиллари Клинтон, канцлер Германии Ангела Меркель и депутат украинского парламента Надежда Савченко.
В список самых упоминаемых женщин вошли в основном те, кого вообще-то трудно назвать политиками. Захарова и Набиуллина — чиновники, и в СМИ они упоминаются в связи с функциональной стороной своей деятельности. Если бы ЦБ возглавлял мужчина, ничего бы не изменилось. Примерно так же обстоит дело и с Матвиенко — она упоминается в связи со своим статусом.
Да и вообще нельзя говорить о том, что есть какое-то серьезное отличие женщин и мужчин в российской политике в смысле их значимости. Причина состоит в том, что в России и вообще с политиками плохо, а с политиками-женщинами — совсем плохо.
Сложно сравнивать нашу ситуацию с той, что сложилась в западных странах. Там мы видим значительное участие женщин в политической жизни в качестве лидеров партий, министров, депутатов. Это — результат того, что в этих странах конкурентная демократическая политика, и партии заинтересованы в том, чтобы привлекать на свою сторону и активных (в социальном и политическом плане) женщин, и — самое главное — избирательниц, чьи интересы так или иначе политики-женщины будут отстаивать.
Кому больше доверяют избирательницы в России — политикам-мужчинам или политикам-женщинам? Проблема в том, что не существует реального выбора. У нас почти нет серьезных независимых политиков-женщин, борцов, которые защищали бы те или иные интересы, ярких интеллектуалов. В девяностые годы ситуация была иной — достаточно вспомнить Галину Старовойтову.
Сегодня можно упомянуть Евгению Чирикову или Галину Ширшину. Ярких лидеров общенационального масштаба у нас пока нет. Но если когда-то в России будет сильное движение в поддержку демократизации, то наверняка в этом движении заметную роль будут играть и женщины.
Владимир Гельман, политолог
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в «Блогах «ДП»