Выборы разыграют как по нотам

Дирижирование президентской кампанией, похоже, никто не пытается скрывать, из всех сценариев выбран простой.

Такой чудной президентской предвыборной кампании, как сейчас, мы, пожалуй, еще не видели. На протяжении 12 лет недовольные административным засильем оппозиционеры язвили, мол, а зачем нам тогда вообще выборы? Собственно, рано или поздно и в Кремле должны были прийти к этому выводу.

Без интриги

"Ведомости" написали, что администрация президента привлечет к кампании крупный бизнес. Профильные министерства, курирующие промышленность, транспорт, энергетику, заставят компании из этих отраслей, как государственные, так и негосударственные, готовить отчеты о том, какие события могут оказать на "общественно–политическую и социально–экономическую обстановку в регионах" (читай — на выборы) негативное влияние, а какие — позитивное.
"Коммерсантъ" одновременно написал, что уже в марте начнет работать неформальный избирательный штаб, в который включат представителей госкорпораций и госкомпаний. Ставка на "Единую Россию" после провальных по явке думских выборов признана–де неподходящей. Теперь человеческий ресурс поручат собирать менеджерам холдингов.
Достигнут, надо отметить, определенный прогресс. На прошлой неделе все московские СМИ написали о начале предвыборной кампании ровно в полночь, примерно одинаково, как по команде вдруг заметив, что следующий срок для Владимира Путина станет, скорее всего, последним. Надо же! Как видим, выводы сделаны, и уже через неделю ведущие СМИ рассказывают о происходящем, хотя бы и разными словами. Одним доверено поведать избирателю первый абзац, другим — второй. Уровень дирижизма в кампании достигает максимального значения. Не то чтобы в России впервые была кампания с заранее предрешенным итогом, но так, чтобы организаторы говорили об этом фактически в прямом эфире и в таком деловитом тоне, — такого еще не было.
Действительно, если люди интересуются, зачем все эти спектакли, так и не нужно, наверное, спектаклей. Нужен предельно прагматичный, технологический подход — один президент у нас уже есть, из этого и будем исходить. Незачем завлекать на выборы, достаточно поставить работников перед фактом: "Есть такое слово — "надо".
Если раньше интригу составляли хотя бы цифры, то на этот раз и цифры оглашены заранее. 70% "за" при 70% явки. Тогда получится, что за президента проголосовало более половины избирателей, на пальцах объясняют политологи. А больше половины надо, чтобы президент чувствовал себя хорошо. Соответственно, вся кампания уже сейчас сводится к естественно–научному наблюдению — сумеют технологи обеспечить показатель или не сумеют, сыграет ставка на корпорации или не сыграет. Точнее, на 100% сыграет или все–таки не дотянут пару процентов.

Сувенир на память

Вся игра ведется в открытую, участникам заранее прописываются роли: ты встаешь здесь, ты здесь, ты выходишь из–за кулис вот в этом эпизоде и говоришь: "Кушать подано". Для глав так называемых оппозиционных партий выборы давно как поездка на "Запорожце": 5 минут позора — и ты на работе.
В принципе, игра в наперстки — это тоже искусство, и, как говорил Джефф Питерс из рассказов О’Генри, нельзя брать с людей деньги даром, всегда нужно дать что–нибудь взамен, пустячный сувенир, хотя бы для того, чтобы научить их не попадаться вторично. Но если люди продолжают попадаться и даже находят это совершенно естественным, в какой–то момент уже, конечно, и на сувенир тратиться жалко.