Как вывести транспортные компании из тени

  

Дискуссия на тему уплаты НДС обострилась в начале 2017 года в транспортной отрасли в связи с тем, что Центробанк отбирает лицензии у банков, которые работают с компаниями, предпочитающими серые схемы. Банки отслеживают такие компании и теперь безжалостно закрывают их счета. Поэтому большая доля компаний–экспедиторов вынуждена открывать новые счета и новые компании каждые несколько месяцев.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание Федеральной налоговой службы, а также Министерства транспорта, Министерства экономического развития на такую проблему: по закону транспортные услуги облагаются НДС в размере 18%. Заказчики списывают расходы на логистику в огромных объемах, чтобы сократить НДС. Тем не менее компания–экспедитор получает гонорар только от самой перевозки, и в среднем он составляет 5–15% в зависимости от направления. Таким образом, 18% налога остаются на экспедиторе. Получается парадокс: зарабатывая всего 5–15% в виде комиссии, экспедитор должен заплатить в бюджет 18% НДС от суммы всего заказа.
Таким образом, деятельность транспортников получается априори убыточной. А заказчики наших услуг, угрожая расторжением контракта, настаивают на том, чтобы экспедиторы использовали обычную систему налогообложения, включающую уплату НДС, а не упрощенную (УСН). Под нажимом заказчиков перевозчики работают на обычной системе налогообложения, а не на УСН, хотя упрощенная система более удобна. Хотелось бы предложить правительству следующее: в целях оптимизации налогообложения перевозчиков и экспедиторов необходимо отменить НДС в сфере транспортных услуг, при этом законодательно обязать заказчиков не требовать НДС с услуг по перевозке грузов. И заставить экспедиторов выделять в счете–фактуре отдельно сумму гонорара и сумму перевозки. Гонорар не может составлять менее 10% от стоимости перевозки, иначе эта деятельность нерентабельна. Гонорар экспедитора при этом обязательно обременить НДС — показывать эту самую добавленную стоимость и именно с нее брать налог. Знаю, что некоторые железнодорожные компании уже работают по такой схеме, и подрядчики довольны, так как имеют возможность нормально вести свою деятельность, не меняя все время юридические лица.
Такая мера позволила бы вывести из теневой экономики десятки тысяч транспортных компаний по всей России. Транспортники будут уверенно платить НДС со своего дохода (гонорара от перевозки), а не оплачивать налоги за своих заказчиков, таким образом скрывая доходы фирм–однодневок.
Могу добавить, что наше предложение поддерживается более чем полутора тысячами компаний–экспедиторов Северо–Запада и России. Тема уже обсуждалось и в Торгово–промышленной палате Петербурга, и в Союзе предпринимателей, все перевозчики безоговорочно за. Чиновники же реагируют на это скорее нейтрально, кивают на то, что это, мол, федеральная компетенция и рассмотреть возможность сделать нашу работу честной должны в Москве.
Автор - председатель Совета Директоров Компании " Комгрупп Холдинг"