Новый открыточный вид города

Чаще всего туристы приезжают в Петербург посмотреть на исторические объекты XVIII–XIX веков. Однако для привлечения дополнительного туристического потока нужны альтернативные маршруты, новые объекты и современная инфраструктура. Так что у "Лахта–центра" есть возможность стать новой точкой на туристической карте города.

Современные, высокотехнологичные здания часто становятся объектами притяжения туристов, в том числе в городах, богатых историческими памятниками. Возьмем, например, лондонский небоскреб Мэри–Экс, более известный как "Огурец", спроектированный сэром Норманом Фостером. Или Sony Center на Потсдамской площади в Берлине. Или Большую арку Дефанс в одноименном квартале французской столицы, получившем название "парижского Манхэттена". Эти ультрасовременные объекты привлекают туристов не меньше, чем Тауэр, Бранденбургские ворота или Эйфелева башня. Впрочем, последняя в первое время после постройки и сама была таким же вызовом общественному мнению, а теперь без нее невозможно представить Париж.
Петербург до сих пор не мог похвастаться небоскребами мирового уровня, но в 2018 году должно завершиться строительство "Лахта–центра" с башней высотой 462 м, которая, безусловно, будет привлекать внимание и горожан, и туристов. И до сих пор далеко не все знают, что помимо офисов компаний нефтегазового сектора в комплексе предполагается значительную долю отдать общественным пространствам. Здесь будет и обзорная площадка, и несколько ресторанов, и детский научно–образовательный центр, и планетарий, и открытый амфитеатр, и зал–трансформер для событий любого формата — то есть не только офисным работникам будет на что здесь посмотреть и чем заняться.
"Деловой Петербург" поинтересовался у городских специалистов в области туризма, сможет ли стать "Лахта–центр" новой достопримечательностью города на Неве.
Туризм бывает разный, и если рассматривать "Лахта–центр" с точки зрения туристической привлекательности, то мы в первую очередь рассчитываем на деловых туристов, которые приезжают в город по различным бизнес–вопросам, на мероприятия, конференции и т. д. Мы ждем всплеска именно делового туризма, тем более что "Газпром" наверняка будет проводить много мероприятий и конгрессных, и выставочных. Так что это будет позитивным моментом в развитии въездного туризма, тем более что деловые туристы, как правило, наиболее обеспеченные.
Турфирмы, без сомнения, будут включать его в свои программы, поскольку с точки зрения архитектуры это, безусловно, уникальный объект для нашего города. Например, в столице небоскребы "Москва–Сити" являются туристической достопримечательностью. С этой точки зрения "Лахта–центр", конечно, больше интересен для российских туристов, чем для иностранцев, особенно с учетом большого информационного ажиотажа вокруг него.
Башню "Лахта–центра" мы обязательно будем показывать гостям города, потому что это стройка XXI века. Петербург — город царский, императорский, поэтому мы в основном демонстрируем туристам объекты, построенные до революции 1917 года. А такой современный объект XXI века внесет разнообразие в экскурсии по городу. Кроме того, неподалеку от площадки, где строится "Лахта–центр", воссоздается историческое судно петровской эпохи, так что мы сможем показывать два контрастных объекта: XVIII и XXI веков.
Дополнительную привлекательность для туристов, безусловно, придаст ресторан или смотровая площадка на вершине башни, откуда можно будет смотреть на морской фасад Санкт–Петербурга.
Для туристов из других регионов России этот объект, будет, конечно, интереснее, чем для иностранцев: за границей небоскребы есть, а в России — нет.
Конечно, мы будем показывать туристам "Лахта–центр", ведь во всех городах, где появляются такие сооружения, они становятся туристическими объектами. Например, в столице Малайзии, Куала–Лумпуре, все осматривают знаменитые башни–близнецы, да и в Париже мимо Эйфелевой башни никто мимо не проходит.
Мировая практика показывает, что новые и масштабные архитектурные сооружения и комплексы могут успешно включаться в экскурсионные программы — в диапазоне от обзорных экскурсий (Москва–сити) до важнейших городских достопримечательностей (самый высокий в мире небоскреб Бурдж–Халифа в Дубае). Анонсированные на сайте центра элементы туристской инфраструктуры звучат как минимум интересно.
Самая высокая смотровая площадка в Европе с круглосуточным доступом? Любопытная альтернатива высотным площадкам в центре города.
Высокотехнологичный планетарий, интерактивный научный музей? Полезный и увлекательный опыт для детей из регионов России, где таких предложений нет.
Амфитеатр для водных шоу? Возможность включить в турпродукт уникальные события и представления.
Но очень сложно прогнозировать успех того, что пока существует только в 3D–моделях. Все ли задуманное реализуется? Не окажется ли цена заявленных туристских услуг чрезмерно высокой? Будет ли транспортная доступность комплекса (который в любом случае расположен в отдалении от исторического центра и главных аттракций) настолько хорошей, как видится застройщику?
Скорее всего, сначала туристскими возможностями "Лахта–центра" будут пользоваться деловые туристы (новые площадки всегда интересны для корпоративных клиентов, организаторов форумов или конференций) и любопытные петербуржцы.
И только потом, при условии активности центра в медийном поле, соцсетях, выстраивании коммуникации с туркомпаниями и разумном ценообразовании комплекс, возможно, начнет привлекать другие категории путешественников.
То, что данный объект будет интересен туристам, сомнений нет. "Лахта–центр" будет самым высоким зданием России, данный факт только добавит интереса данному сооружению.
К тому же в "Лахта–центре" планируется организация выставочного пространства, то есть он будет наполняться событиями, интересными как горожанам, так и туристам. Если соединить все имеющиеся факторы: содержание, инфраструктуру, местоположение, то проект должен быть успешным с туристической точки зрения.
Петербург является многоликим и инновационным городом. Наличие исторических памятников архитектуры делает наш город уникальным, но мы движемся в ногу со временем, именно поэтому у нас появляются современные высотные здания, которые должны подчеркнуть развитие города в техническом плане.
Такие сооружения, как "Лахта–центр", должны быть включены в туристические маршруты. Такие объекты разнообразят городской облик, особенно если такие уникальные сооружения интегрированы в окружающую их архитектуру и не портят внешний облик города. Нужно использовать опыт других городов, например, взять на вооружение экскурсионные маршруты в городе–побратиме Санкт–Петербурга — Шанхае.
Объект будет привлекать, скорее, российских туристов и частично иностранцев. На мой взгляд, китайского туриста высотными зданиями не удивишь — только в Шанхае экскурсии организуются по трем высоткам. Но если создать красивую легенду для данного здания, включить его в различные туристические маршруты, то интерес будет.
Все зависит от подачи. Как минимум посещение данного объекта гарантирует красивый вид на город, если, конечно, погода в Северной столице будет ясная. В целом же успех будет зависеть от продвижения объекта.
Уже сейчас все наши гости, которые направляются, например, на метеорах в Петергоф, с интересом рассматривают с воды башню "Лахта–центра", как и другие недавно появившиеся постройки XXI века: стадион "Зенит–арена", Западный скоростной диаметр и другие. Так что если даже в недостроенном виде здание привлекает внимание, то и в будущем, несомненно, будет вызывать большой интерес у туристов.
С точки зрения подхода судов — рядом есть яхт–клуб "Геркулес", и мы рассматриваем вариант внести его в наши маршруты, когда башня будет достроена.
Традиционно все высотные здания в разных городах и странах мира становятся туристическими объектами. Такими были печально известные башни–близнецы в США, а в столице Малайзии Куала–Лумпуре основные точки осмотра — это три высотки. Высокие здания — это всегда объекты притяжения, например, колоннада Исаакиевского собора, на которую все стремятся попасть, особенно в белые ночи.
Если в "Лахта–центре" будет грамотно организовано пространство, где можно отдохнуть, погулять, посидеть, что–то посмотреть, поесть в ресторане, то он может стать интересным объектом для посещения с точки зрения экстерьера.
У нас в Петербурге туризм нацелен на то, чтобы показывать исторические объекты изнутри, при этом вопросам экстерьера уделяется очень мало внимания. Если же в городе появятся площадки, где можно красиво погулять, отдохнуть, сфотографироваться, не заходя в здания, то это снимет накал страстей по посещению главных дворцов–музеев, которые сейчас перегружены. И "Лахта–центр" может теоретически стать такой площадкой.
Но, конечно, над вопросами экстерьера нужно работать централизованно, на уровне городской программы по развитию таких площадок, ведь нужна соответствующая инфраструктура, парковки, подъезды, круглогодичная подсветка и т. п.
Если посмотреть даже на малые города Италии, то там каждый клочок любой площади устроен так, что там приятно просто посидеть. И если комплексно подходить к этому вопросу, то потенциал города с позиции экстерьера очень велик, а такие площадки, как "Лахта–центр", могут стать частью общегородской инфраструктуры.