Отыграли падение

В Петербурге плотность потока покупателей в торговых комплексах в январе 2017 года выросла на 8,6%, однако показатели еще не вернулись к значениям 2014 года.

Плотность потока посетителей в торгово–развлекательных комплексах Петербурга в январе 2017 года выросла на 8,6% по сравнению с январем 2016 года и составила 450 человек на 1 тыс. м2, сообщили в Watcom group, которая проанализировала 40 качественных ТРК в городе.
Однако пока рано говорить о восстановлении докризисного покупательского трафика. Shopping Index (индикатор, отражающий динамику посещаемости ТРК и сетей в режиме онлайн) всего лишь отыграл падение прошлого года, когда плотность потока просела более чем на 13% (см. SPb Shopping Index). Покупатели продолжают экономить, охотиться за акциями и все чаще выбирают онлайн–покупки, считая, что там дешевле.

Петербург запаздывает

В целом в 2016 году плотность потока посетителей в ТРК Петербурга уменьшилась на 6,2%, а в декабре падение составило 6,4%.
"В Москве, для сравнения, показатель вырос на 3%, и произошло это за счет увеличения трафика крупных объектов с развлекательной составляющей", — говорит генеральный директор Watcom group Роман Скороходов. Эксперт пояснил, что в Москве в начале 2014 года падение было значительнее, чем в Петербурге. Северная столица позднее отреагировала на кризис, поэтому и восстановление потока запаздывает.
В одном из крупнейших девелоперских холдингов Петербурга "Адаманте" (управляет 22 ТЦ) отметили, что трафик в их объектах в январе 2017 года по отношению к аналогичному периоду 2016 года не изменился.
По словам заместителя коммерческого директора FortGroup (11 ТРК) Дарьи Сизых, в январе 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года в их объектах наблюдался незначительный рост посетителей, однако конкретных цифр в компании не назвали.
При этом в 2016 году по сравнению с 2015 годом трафик многих арендаторов в торговых комплексах "Адаманта" вырос, а в FortGroup остался неизменным. "Конечно, сейчас идет серьезная борьба за клиента, и у глобальных брендов больше ресурсов для работы с аудиторией. Маленькие компании не всегда располагают достаточными возможностями и не могут позволить себе дополнительный маркетинг, рекламную кампанию или сделать более интересные ценовые предложения", — отмечает Дарья Сизых.

Скорость и удобство

Магазины сети "220 Вольт", которые находятся в ТРК, в январе–феврале 2017 года показали рост трафика на 12%.
"Это меньше, чем мы ожидали, потому что у нас очень большие планы на открытие магазинов именно в торговых центрах. Лично я рассчитывал на 15–17% роста. В ТРК больше спонтанных покупок, чем в стрит–ретейле. Люди часто заходят "просто так, посмотреть". Поскольку спонтанных покупок стало меньше, то и прирост трафика оказался незначителен.
Тренд рационального покупателя, зародившийся в 2014 году, получит продолжение и в 2017–м, отмечают участники рынка. По словам коммерческого директора консалтингового агентства Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян, покупатели предпочитают более дешевые бренды, стараются совершать покупки в период распродаж, а решение о покупке принимается после тщательного изучения информации о товаре и альтернативных предложений. Кроме того, важными критериями становятся скорость и удобство, поэтому покупатели предпочитают места шаговой доступности и интернет–магазины.