Блоги "ДП". Можно ли в Петербурге снести все хрущевки по примеру Москвы

Автор фото: Чевалков Сергей
Россия, Санкт-Петербург. Панельные хрущевки на территории ограниченной Краснопутиловская ул---пл Конституции---Ленинский пр---Кубинская ул

 

Владимир Путин считает целесообразным снос хрущевок в Москве вместо их капитального ремонта. "Я знаю настроение и ожидания москвичей. Ожидания связаны с тем, чтобы эти дома снести и на их месте новое жилье построить", – сказал он на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным . Собянин заявил, что все хрущевки будут снесены до конца следующего года, а построенные на их месте дома простоят 100 лет.
Москва – хороший пример того, как можно обновлять жилой фонд достаточно высокими темпами. Однако, боюсь, в Петербурге программа в ее московском виде вызвала бы сильное сопротивление общественности: в столице жителей сносимых домов зачастую переселяли далеко за границы квартала, переговоры с ними довольно жестко вела исполнительная власть, были вопросы и к архитектуре новых зданий. Но именно благодаря таким методам Москва планомерно избавляется от ветшающих массовых серий домов.
В Петербурге программа реновации была задумана более мягкой: жителей переселяют в дома в границах квартала, переговоры с ними – порой до 1,5 года – ведет инвестор на рыночных условиях. Вроде бы условия более комфортные для жителей, но на практике это становится тормозом в реализации программы. Это и "синдром последнего жильца", когда собственник оставшейся квартиры начинает шантажировать инвестора, требуя за выкуп 20, 40 млн рублей. Это и невозможность начать реновацию в кварталах, где нет свободных пятен для строительства первой очереди, куда планируется переселять жителей сносимых домов.
Важный вопрос – финансирование программы реновации. В Москве со временем затраты взял на себя город, в Петербурге они лежат на инвесторе. Идеи о том, чтобы город проводил программу за счет бюджета, были озвучены не раз, но реальность такова, что средств на это в казне нет. По оценкам экспертов Смольного, чтобы улучшить жилищные условия всех участников программы, необходимо порядка 300 млрд рублей.
Позиция власти вообще ключевой момент в реализации таких масштабных программ, как развитие застроенных территорий. Например, у Смольного есть законный способ изымать квартиры у тех собственников, которые своим шантажом тормозят реновацию целого квартала. Именно так произошло у нас в Красносельском районе, где 2 тыс. семей ждут, пока мы договоримся с владельцами последней квартиры в полностью расселенной хрущевке. Проблему таких "последних жильцов" может решить применение п. 3 ст. 13 закона СПб №221-32 от 5 мая 2006 года "О жилищной политике Санкт-Петербурга". В нем прямо сказано, что "решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга принимает правительство Санкт-Петербурга в целях реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и целевыми программами Санкт-Петербурга». Но пока власти не спешат воспользоваться своим законным правом и способствовать расселению тысяч жителей.
Критика темпов реновации в Петербурге отчасти справедлива. Однако никто не хочет методично искать причины пробуксовки и устранять их. От критиков обычно мы слышим только одно: программа провалена, кварталы нужно изымать, инвесторов менять на новых. Но почему бы не взять один из кварталов, застроенных хрущевками (их в городе более 100!), и не провести там показательную реновацию – силами города или другого – "хорошего" – инвестора. Возможно, критики стало бы меньше.
Автор – руководитель службы по работе с государственными органами "СПб Реновация"