Проверенный метод

Процесс формирования избирательных комиссий муниципальных образований начался с традиционных скандалов.

ВПетербурге началась подготовка к формированию новых составов избирательных комиссий муниципальных образований. Это фактически первый этап выборной кампании, которая пройдет в городе в 2019 году. Поскольку контроль над избирательной комиссией — один из важных факторов победы, уже на этом этапе, как можно предположить, начались скандалы, связанные с желанием одних людей в состав комиссий проникнуть и других людей — никого постороннего не пропустить.

Заградительные барьеры

Одним из испытанных принципов ограждения выборов от нежелательных конкурентов можно назвать сокрытие информации. Он широко использовался во время кампании–2014, не отказываются от него и сейчас. Так, по всей видимости, в МО "Ржевка" решили, что сообщать заинтересованным лицам о начале приема документов от желающих войти в состав ИКМО не стоит. Поэтому парламентские партии Петербурга, вероятно, узнали об этом только из повестки заседания Горизбиркома, то есть спустя несколько дней после начала.
Итогом стали трехдневные баталии в муниципалитете, когда представители ЛДПР, "Яблока", КПРФ и "Справедливой России" пытались сдать документы на своих представителей.
Сотрудники МО использовали методы 2014 года, когда в Петербурге прошла, по мнению некоторых наблюдателей, самая "грязная" в истории муниципальная кампания: сначала сотрудники муниципалитета просто не пришли на свои рабочие места, потом согласились принимать документы только после приезда полиции, далее документы у половины партий приняла глава муниципального совета, которая вообще не имеет право на это, а значит, все сданные документы автоматически можно признать недействительными.
Некоторые муниципалитеты, по всей видимости такие, как МО "Сампсониевское", вообще решили не сообщать о том, что начинают формировать ИКМО. В Горизбиркоме узнали о процессе постфактум, уже после завершения. В итоге ГИК в суде оспаривает решение муниципального совета о формировании ИКМО.
Депутаты Законодательного собрания от оппозиции обратили внимание на эти манипуляции и подготовили обращение в ГИК с просьбой публиковать на своем сайте информацию о начале формирования ИКМО. Дело в том, что такой метод МО распространен среди муниципалов повсеместно. По закону они должны сообщать о начале процесса в газетах или на сайте. Возможно, чтобы обойти это положение и скрыть сроки, муниципалы публикуют информацию в специальных номерах, которые не распространяют по району как обычную муниципальную газету. Если кто–то пожалуется в прокуратуру, то муниципальный совет без проблем предоставит номер, где будет полная информация. Но найти такую газету возможно только в библиотеке, и то не всегда (когда похожий прием применялся на знаменитых выборах в "Красненькой речке", газету не могли обнаружить и в библиотеках).

Наведение порядка

ГИК пытается взять под контроль происходящее и, не дожидаясь обращения от депутатов, решил удовлетворить их просьбу и начать публиковать на своем сайте информацию о начале формирования ИКМО в том или ином муниципалитете. По идее, это должно сделать процесс более прозрачным.
Вдобавок Горизбирком решил отменить фильтр в виде ТИК, который действовал в последние годы. ГИК, согласно закону, по своей квоте может назначить половину членов ИКМО. Раньше предложения собирались в территориальных избирательных комиссиях, а потом уже списки отправлялись в Горизбирком. Но, по мнению оппозиционеров, в ТИК много ангажированных председателей, которые не пропускают в списки оппозицию или тех, кто им неугоден. В качестве примера часто приводят скандалы вокруг ТИК № 1 в Адмиралтейском районе. Его много лет возглавляет Ольга Нечаева, которую, по заверениям ее противников, связывают очень тесные отношения с вице–спикером ЗС.
Теперь же кандидаты в члены ИКМО будут подавать документы напрямую в Горизбирком, который уже будет сам решать, кого направить в муниципальные избиркомы. Другой прием муниципалов — сокращение численности ИКМО с 10 до 8 человек. Это автоматически лишает возможности войти в комиссии всем парламентским партиям — в ЗС Петербурга представлены шесть партий, а партийная квота — половина комиссии. В этом году уже сократили численность МО "Купчино" и МО "Смольнинское". Формально они не нарушают закон, но ЦИК России во главе с Эллой Памфиловой такие перетасовки не одобряет и всегда настаивает на том, что в ИКМО должны войти все партии ЗС. Для тех, кто через 2 года будет бороться за голоса жителей на муниципальных выборах, сейчас важно ввести в составы ИКМО своих людей. Без этого им будет в разы сложнее претендовать на победу.
Партиям жизненно важно иметь своего представителя при подсчете голосов, чтобы он мог следить за подсчетом голосов и в случае фальсификации приложить к протоколу особое мнение, что может служить в суде свидетельским доказательством. Правда, стоит отметить, что в ИКМО иногда не брезгуют тем, чтобы вообще не звать на свои заседания членов от оппозиции.