Рыночная доля ретейлеров X5, "Лента" и "О'Кей" в Петербурге превысила установленный законом предел

Доля ретейлеров "О’Кей", "Лента" и X5 на рынке в Петербурге превысила установленный законом предел 50%. Больше всех рискует X5 — его доля может перевалить за 25%, после чего компании будет запрещено открывать в Северной столице новые магазины.

По итогам 2016 года доля трех крупнейших ретейлеров на рынке Петербурга — Х5, "Ленты" и "О’Кея" — превысила 50%, подсчитал "ДП". В соответствии с законом о защите конкуренции такое положение считается доминирующим. За это им могут грозить штрафы и ограничения. Больше всех рискует X5, чья доля на рынке может превысить 25%. В этом случае антимонопольное ведомство запретит ретейлеру открывать новые магазины.

Сообразили на троих

По данным петербургского Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), совокупная доля ретейлеров "большой тройки" и в 2014 году, и в 2015 году удивительным образом держалась на отметке 49,9%.
В 2016 году один из лидеров — компания "Лента" — купила своего конкурента сеть "К–руока", тем самым нарастила свою долю с 12 до 14%, по оценке экспертов. В самой "Ленте", со ссылкой на данные "Инфолайн", говорят, что доля компании на рынке продовольственных товаров Петербурга составляет 13,8%, а доля магазинов, купленных у "К–руоки", — 0,7%.
Даже если бы остальные конкуренты не росли, рубеж 50% был бы преодолен, ведь объем продовольственного рынка в 2016 году сократился. По данным "Петростата", в сопоставимых ценах он уменьшился на 0,2% по сравнению с 2015 годом, до 438,6 млрд рублей. А именно от этого показателя рассчитывает доли рынка Петербургское УФАС.
"Рынок розничной торговли Петербурга уникален с точки зрения количества операторов, что, в свою очередь, не позволяет говорить о том, что кто–то может занимать доминирующее положение", — ответили в пресс–службе "Ленты" на вопрос о возможном превышении тремя лидерами доли 50%.
Помимо расширения сети "Лента" наращивала и оборот. По данным отчетности компании, ее выручка по стране увеличилась на 21,2%, до 306,4 млрд рублей, по сравнению с 2015 годом.
Ситуацию мог бы спасти "О’Кей", дела которого в последние годы шли не особенно хорошо: темпы роста сети были самыми низкими из публичных ретейлеров. Если бы его доля сократилась на те же 2%, с 15,7% в 2016 году до 13,7%, тройка осталась бы при прежних 49,9%. Однако в 2016 году после долгого перерыва компания начала открывать магазины в Петербурге: начал работу гипермаркет на ул. Партизана Германа, а также в ТЦ "Ривер Хаус". "О’Кей" не сокращал долю рынка, компания растет, например, выручка сопоставимых магазинов выросла на 2,2%", — указывает Иван Федяков, гендиректор "Инфолайн". В компании на запрос "ДП" не ответили.

Дежавю Х5

Однако энергичнее всех в 2016 году развивала свой бизнес компания Х5. В 2016 году она открыла 160 магазинов в Северо–Западном регионе. Официально компания публикует только общую отчетность, не выделяя регионы, но, по данным источника в Х5, сеть "Пятерочек" в Петербурге приросла на 18% за год, с 274 магазинов в 2015 году до 326 в 2016 году.
"Сам по себе факт расширения торговой сети не так опасен для конкурентов, как фантастические результаты прироста выручки на 27,5%", — отмечает Иван Федяков.
В 2015 году, по данным УФАС, доля Х5 в Петербурге составляла 21,6%. Исходя из прироста торговой сети и при условии, что выручка Х5 в Петербурге росла не меньшими темпами, чем по России, по итогам 2016 года доля рынка Х5 вполне может превысить разрешенные 25%.
Тем более у компании уже был такой прецедент в 2010 году, тогда X5 попала под действие только вступившего в силу закона о торговле. ФАС оценил долю ретейлера в Петербурге по итогам 2009 года в 35%, и компания потеряла право на расширение в пределах города. Вернула его Х5 только спустя 4 года, по итогам 2013 года доля ретейлера составила уже 22,86%. В пресс–службе Х5 на запрос "ДП" ответили, что в соответствии с информационной политикой Х5 не дает данные в разрезе городов. Источник в компании подчеркнул, что подсчеты "ДП" не совпадают с собственными подсчетами Х5.
Руководитель Санкт–Петербургского УФАС России Вадим Владимиров сообщил, что анализ долей торговых сетей ведомство проводит регулярно, но в 2017 году эту работу еще не проделало: "Что же касается тех цифр, которые приводят ваши журналисты, то они, безусловно, интересны".

Под угрозой штрафов

Как отмечают в УФАС, если доля одной сети, по подсчетам ведомства, действительно превысит 25%, то компания потеряет право открывать новые магазины. В случае нарушения антимонопольный орган обязан будет закрыть новую торговую точку. "Если же по итогам нашего анализа обнаружится коллективное доминирование торговых сетей, то к каждому ретейлеру из этого списка уже могут применяться положения статьи 10 закона о защите конкуренции, наш контроль над сетями будет ужесточен", — говорит Вадим Владимиров. "Само по себе превышение группой лиц совокупной доли 50% не является правонарушением, — отмечает Артем Берлин, юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и Партнеры", — это означает, что их признают занимающими доминирующее положение на рынке, что накладывает ряд ограничений, главное из которых — запрет на злоупотребление таким положением. Лидеры рынка не должны способствовать поддержанию монопольной цены, навязывать невыгодные условия контрагентам, искусственно создавать дефицит и т. п. За такие действия предусмотрена ответственность, в том числе оборотные штрафы, определяемые как процент от выручки нарушителя", — добавляет Артем Берлин. Юристы Rightmark Group отмечают, что злоупотребление доминирующим положением грозит юрлицам штрафом от 300 тыс. до 1 млн рублей.
В "Ленте" заверили, что внимательно относятся ко всем комментариям и замечаниям УФАС и корректируют действия в соответствии с этими комментариями.

Это Спарта!

"Петербург — настоящая Спарта для ретейлеров. Доли крупнейших сетей растут, в том числе за счет мелких, внимание со стороны ФАС к ним закономерно увеличивается, ведь договориться трем сетям проще, чем тридцати", — говорит Иван Федяков. Промедление УФАС с подведением итогов вызывает недовольство небольших сетей, которые проигрывают борьбу за места. "Почему ФАС тянет с подсчетами, непонятно. На мой взгляд, доля Х5 в Петербурге уже превысила допустимые 25%", — сокрушается руководитель одной из торговых сетей Петербурга. По его словам, Х5 активизировался под конец года: "Видно, что они спешат открываться по максимуму до того, как ФАС подсчитает доли сетей".
Однако в ФАС не ждут откровений. "Не думаю, что опытные юристы торговых сетей, зная про все ограничения, допустят "превышение доли рынка". Вероятнее всего, после досконального анализа окажется, что доля одной крупной сети балансирует на грани 25%, а коллективное доминирование не дотягивает какой–нибудь сотой доли процента до 50%, как это уже было в 2015 году", — резюмирует Вадим Владимиров.
Первое место в Петербурге по развитию продуктовых сетей принадлежит, бесспорно, "Ленте". Она за 2016 год выросла не только за счет покупки "К–Руоки", но и сама открывала магазины. Общая торговая площадь "Ленты" в Петербурге и Ленобласти составила 214 тыс м2. Также в городе развивались, хоть и более медленными темпами, Х5 Retail Group (открывала "Пятерочки" и "Перекрестки"), "Интерторг" (магазины Spar) и "О’Кей" (два новых гипермаркета). Сейчас сети активно открываются в новостройках, но количество мест ограниченно.
Андрей Косарев
генеральный директор Colliers International в Санкт–Петербурге
Конкуренция в городе очень высокая. Федеральные сети активно развиваются, но все развитие в основном идет на окраинах в новостройках. Там в одном доме садятся сразу по пять–шесть магазинов разных игроков. Ликвидных помещений внутри города почти не осталось. С другой стороны, федеральным сетям уже нецелесообразно открываться в городе — они не только конкурируют друг с другом, но и идет каннибализация внутри сетей за счет близкого расположения точек. Например, "Магнит", "Дикси" зачастую открывают свои магазины совсем рядом.
Александр Мышинский
генеральный директор ГК "Реал"
Оценка доли сетевой розницы в 90,8% мне кажется завышенной, полагаю, оборот несетевых магазинов примерно в 2 раза превышает официальные данные. Во всяком случае по нашим продажам (а для оптоклубов "Ряды" частные торговцы — ключевая аудитория) могу сказать, что этот сектор чувствует себя неплохо. Что касается мер господдержки малого бизнеса, то в нашей стране лучшая помощь бизнесу — поменьше вмешиваться в его работу. А если упростить регулирование, то для малого бизнеса наступит настоящий праздник.
Елена Стрельцова
генеральный директор "Оптоклуба "Ряды"