Как найти своего инвестора

 

В паре инвестор — стартап ответственность за отношения и соответствующие риски несут оба участника. Поэтому авторам стартапа не стоит бежать к первому попавшемуся инвестору с распростертыми объятиями. Для начала решите, какого типа инвестиции вы ищете: венчурные или традиционные. Если ваш проект рассчитан на модель с дивидендами, где компания начинает приносить определенную прибыль и окупается через какой–то срок, скорее всего, венчурные деньги вам не подходят. Обычно венчурные инвесторы ищут рост капитализации, а не доходность, приходить к ним с мало масштабируемой, хоть и доходной, историей бессмысленно. Но есть инвесторы, которые ищут именно такие проекты и больше вам подойдут. В этом смысле нет особой разницы между фондом и бизнес–ангелом. И тот и другой могут делать оба типа инвестиций, вам нужно только уточнить размер их "среднего чека" и стадию, на которой они инвестируют. Вряд ли стоит просить $500 тыс. у фонда, который инвестирует на поздних стадиях, — такие фонды обычно вкладывают от нескольких миллионов долларов и выше в проекты, которые уже активно растут. А бизнес–ангелы и фонды предпосевной стадии вкладывают значительно меньшие суммы в стартапы с целью проверки гипотез и спроса на продукт.
Тип инвестиций также имеет значение при определении доли проекта. В случае венчурных инвестиций роль команды в создании дополнительной стоимости гораздо выше, чем в традиционном варианте. Сравните традиционную инвестицию $500 тыс. в ресторан и венчурную на ту же сумму в мобильное приложение. Ресторан, скорее всего, быстро станет приносить прибыль, но при продаже будет стоить всего лишь в разы больше, чем деньги, вложенные инвестором. Потому доля инвестора в проекте будет изначально больше, вам придется отдать ему половину, а то и более. Мобильное же приложение может не приносить прибыль, но достичь большого количества пользователей и быть проданным за сумму в десятки раз больше первоначальных вложений. Как результат, доля венчурного инвестора на каждом раунде значительно ниже половины, а чаще всего — 20–30%. Но надо помнить, что венчурные инвестиции делаются ступенчато, по раундам, и в результате у команды, скорее всего, будет меньше 50%.
Большинство инвесторов просят структурировать сделку траншами. При определении траншей вам надо четко прописать показатели, на основании которых будут выданы следующие транши, и что произойдет, если инвестор откажется выполнять свои обязательства.
До начала сотрудничества узнайте об инвесторе как можно больше, ведь на выдаче средств ваши отношения не заканчиваются.
Автор: Сергей Фрадков, управляющий партнер стартап–акселератора iDealMachine