Что на самом деле означает China friendly

 

В 2016 году Россия вошла в десятку самых экономичных стран для путешествий в мире. При этом число туристов–европейцев несколько упало за последние годы. Их в отдельных случаях останавливают такие факторы, как сомнительная безопасность, сложность получения визы, геополитика.
В итоге комитеты по туризму и гостиницы всех регионов России ищут возможности взаимодействия с азиатскими странами. Стимулирует поездки для них в Россию и безвизовый режим въезда для туристов, например, из Китая через аккредитованные Ростуризмом организации для групп туристов от 5 до 50 человек.
Поэтому туристы из Китая путешествуют группами, организованно. Бронируют все заранее. Они не говорят на русском и английском, ожидают специфический сервис, свою еду, а все это требует от гостиниц мобилизации и готовности адаптироваться к пожеланиям новых гостей. Гостиничные маркетологи учатся работать с новыми социальными медиа (Weibo, QZone и Kaixin00), переводят сайты на китайский и открывают сайт отеля для китайского файрвола. Отели переводят меню и навигацию для азиатских гостей. Это не только дополнительные доходы, но и расходы.
Например, всем известно, что китайцы — курящая нация. В отелях России курить нельзя, но объяснить это гостям оказывается крайне сложно. Даже штраф 10 тыс. рублей не останавливает. "Они платят и продолжают курить", — сетуют отельеры. Или привычка принимать душ на полу, а не в ванной чаше приводит к потопу и последующим инвестициям в ремонт и изменения систем гидроизоляции, замены ванных на душевые кабины…
Еще одна характеристика "китайского спроса" — его одноразовость. Целей поездок китайских туристов не так много: это познавательный туризм (Петербург и Москва, Казань, Золотое кольцо), и игорные зоны Владивостока. Только Владивосток и его казино может похвастаться повторными визитами китайских гостей.
В остальные города, в том числе Петербург, туристы возвращаться не спешат. Но это пока не стало проблемой местного рынка туриндустрии: спрос растет, приезжают новые гости. Количество путешественников увеличивается ежегодно, за 2016 год более чем на 45%. Так, только прямыми рейсами между Пулково и городами КНР прилетели более 250 тыс. туристов за 2016 год. Но петербургскому рынку гостеприимства приходится меняться, и есть подводные камни, которые можно разглядеть уже сейчас. Под таким наплывом может не выдержать тарифная система бюджетных гостиниц, мини–отелей и хостелов Петербурга, они могут поднять цены выше обычной ежегодной индексации в предстоящий высокий сезон.
Уже можно констатировать, что в 2016 году за доступные номера в белые ночи буквально сражаются китайские операторы, забронировавшие номера заранее, и россияне, принявшие решение о поездке в последний момент. А что будет в 2018 году, во время чемпионата мира по футболу? И что ожидает рынок в отдаленной перспективе, когда отели и рестораны уже "перестроятся" под Азию, а поток сократится? И придется думать о том, как же все–таки заставить китайцев посетить Петербург во второй раз.
Автор: Елена Лысенкова; гендиректор Hospitality Income Consulting