12:3206 февраля 201712:32
320просмотров
12:3206 февраля 2017
Правда, странно, когда после 13 лет в одной профессии что–то способно удивить? Может, для кого–то более начитанного или просто продвинутого фраза "Мотивацией управлять невозможно. Можно лишь создать мотивирующую среду", сказанная гуру развития лидеров и организаций Евгением Креславским на одной из недавних HR–конференций, — никакое не открытие. Но я лично уже 2 месяца не могу найти для нее полочку в своей голове.
Все методики структурированных интервью, все многочасовые процессы оценки потенциала высших руководителей, все психометрические инструменты ставят во главу угла мотивацию. Потому что всем понятно: какими бы ни были опыт, способности, потенциал, — если человек не захочет их использовать, то ничего не произойдет. Поэтому организации хотят иметь четкую информацию о мотивации людей, от которых зависит будущее бизнеса. Одна из оценочных методик даже содержит критерий "Что он / она, скорее всего, НЕ будет делать ни при каких обстоятельствах".
Ну хорошо: современные средства позволяют достоверно выяснить, что одного мотивирует власть, второго — деньги, третьего — интересный коллектив, четвертого — безопасность и так далее. А дальше–то что? Как в условиях эффективной организации, стремящейся к стандартизации всего (от корпоративной культуры до поведения на совещании), раздать всем сестрам по разным серьгам? Наверное, и правда — невозможно. Но легче ли создать для каждого "мотивирующую среду"? Что удалось, например, пресловутому "Гуглу": создать атмосферу, которая одинаково нравится людям с разной мотивацией, или же нанять исключительно таких, которым нравится именно эта атмосфера? И, нанимая одинаково мотивированных, не грешим ли мы против главного принципа эволюции — разнообразия видов?
А теперь перейдем от C–suite (топ–менеджеры в компании) к самим себе. Умеем ли мы, господа руководители, если не "управлять мотивацией", то "создавать мотивирующую среду" для своего собственного ребенка? А если их двое? Трое? Часто ли вам приходилось слышать о современных детях фразу: "Они ничего не хотят"? На сколько процентов реализуется их потенциал — даже если вы о нем знаете? А уверены ли вы, что потенциал каждого члена вашей команды реализуется хотя бы на 50%? И мотивирует ли их среда, вне зависимости от того, думали вы о ней когда–либо или нет? Чем дальше в лес "ситуативного лидерства", призванного ответить на "вызовы растущей неопределенности", тем больше риск наломать дров. Что ж, может, они и сгодятся для изготовления полочек, по которым можно разложить все вопросы. Тем более что некоторых это мотивирует.
Автор: глава петербургского офиса Ward Howell Борис Рохин