Блоги "ДП". Виталий Новиков о финских усадьбах и уютном изяществе

 

На Kaisankoti — усадьбу президента Финляндии — я нарвался случайно. Я искал автомобильный музей в окрестностях Хельсинки и нашел адрес в Эспоо, за третьим кольцом. Музей меня потряс. Он настолько отличался от всего того, что я видел в России, что я решил — это место должно быть богато украшено подобными бриллиантами. Я проехал 200 метров вперед и заехал в следующие ворота. Дорожка шла в гору, где среди деревьев стояла дивная старинная усадьба с колоннами. Двухэтажное здание XVIII века оказалось главным зданием отеля-усадьбы Kaisankoti.
Первое впечатление оказалось самым сильным. Старинная усадьба на первом этаже приютила отельный ресторан с темноватой прихожей, зоной шведского стола и чудесными столовыми залами с сохранившейся обстановкой. В первом зале была библиотека, во втором просторная гостиная. Третья комната была музыкальным салоном, где хозяева явно организовывали музыкальные вечера. Везде стояли антикварные столы и стулья. На старинном комоде карельской березы – фотографии зрелых мужчины и женщины. На втором этаже было много отдельных комнат больших и малых, они были оформлены как конференц-залы, со столами и стульями или креслами вкруг. Чего я никогда не встречал — это терраса для групповых занятий. Мне сразу захотелось провести тут тренинг.
Я заинтересовался и решил разобраться, куда же я попал. Оказалось, что это усадьба бывшего президента Финляндии Каллио, и названа она в честь его супруги Кайсы Каллио. Рядом со зданием усадьбы стоит помещение конюшен, в нем летом устраивают периодически Garage sale. В небольшом здании Kavaljeeri еще один небольшой зал для бизнес-митингов и конференций. Все это старые здания, хранящие дух эпохи. Тут пережили независимость страны, войну красных и белых, Зимнюю войну и Войну-продолжение, известную у нас как Великую Отечественную. Здесь безмятежно, тихо и настраиваешься на философский лад.
В глубине участка стоит еще одно здание, и не сразу понимаешь, что оно длинное и уходит в лес. Это современное здание гостиницы с номерами и спа-комплексом. Когда входишь сюда, то дух истории меняется на запах уюта. Справа спортзалы, слева спа-комплекс. За стеклом в джакузи сидят человек пять и смотрят на тебя с интересом. А ты идешь вперед к стойке портье, которая объединена с небольшим кафе. Тут столики, уютные кресла и терраса, на которой летом отлично пить джин-тоник после сауны.
Что меня всегда потрясает в финских отелях — это запах. Как создать такой микс запахов кофе, корицы, свежей выпечки и дерева? Пахнет уютом и покоем. Так и хочется попросить чашечку кофе и булочку с творогом или с корицей. Или взять бутерброд с лососем, яйцом, листом салата и огурчиком. Вот везде в Финляндии такие бутеры есть, а почему-то наш общепит их никак не скопирует. Почему? Это же так просто и так вкусно.
За спиной портье небольшой магазин косметики и местных ремесленников. Еще чуть вправо, и начинается подземный ход, который ведет к номерам. Их немного, около 50. Они расположены в два этажа по левой части и в один этаж справа. Финны очень любят так обыграть ландшафт. Честно говоря, если вы не любите Финляндию, как люблю ее я, то, скорее всего, вам номера не понравятся. Они аккуратные, но весьма простые. Просторные, метров 20-25, со специализированной мебелью ISKU, но ее простота не всем приглянется. Я обожаю классическое финское кресло, которое тут есть в каждом номере, с высоким изголовьем. Нет ничего лучше, чем сидеть и читать в этом кресле. Но я и не читаю никогда. Как правило, утром уже пора на завтрак, днем в Хельсинки, а вечером уже спать.
Мне нравится широкий традиционный для отелей неглубокий рабочий стол. Несколько моих тест-драйвов для "Делового Петербурга" написаны именно тут, за этим столом. Но кондиционера нет, изысков тоже. Кровати стоят раздельно по углам комнаты. Напоминает палату в спортивном пионерском лагере. Хотя в лагере у нас телевизора не было и душа с туалетом тоже.
Вечером, когда идешь домой через стойку портье, ты проходишь через лабиринт коридоров и подземных ходов. Здание довольно длинное и имеет множество общественных пространств, компьютер с Интернетом, библиотеку, где есть книги и на русском языке. Хотя это редкость. Русским этот отель может и не понравиться. И они не стремятся получить русских гостей. Вы чуть позже поймете почему.
Зато тут стараются везде подчеркнуть исторический контекст этого места. Кругом история усадьбы, его хозяев Кайсы и президента Каллио. Надо сказать, что  во многом это была его позиция — не идти на территориальные уступки СССР, и в Финляндии некоторые считают именного Кюести Каллио одним из катализаторов Зимней войны. Говорят, ему удалось сплотить нацию перед войной. Есть альтернативное мнение, что он слабый президент, аграрий и домосед. Глядя на Кайсанкоти и его окрестности, понять Каллио можно. Тут просто прекрасно.
Утром, в полной тишине, просыпаешься среди полей и лесов, окружающих север Хельсинки. На завтрак, который подают в главном здании усадьбы, можно пройти через улицу или лабиринтом ходов и лестниц. Почему-то только придя на завтрак, понимаешь, что можно было до завтрака зайти еще в спа. Впрочем, эти мысли тут же улетучиваются. Ассортимент блюд на завтрак традиционный для большинства финских отелей, но антураж фантастический. Лично мне больше всего нравилось сесть в библиотеке, среди тысяч финских книг самого разного возраста. Здесь пахнет историей, и начинаешь думать, что они так и завтракали тут сто лет назад. Вряд ли при этому и них стояла мармитная линия, но эти столы и стулья, кажется, были тут всегда.
В выходные дни отель кажется безлюдным. Но в будни понимаешь его истинное назначение. Тут две основные категории граждан, впрочем, их иногда не отличить одну от другой — пенсионеры на программе активного долголетия и многочисленные корпоративные мероприятия: семинары, тренинги, митинги. Все это приводит к тому, что в выходные цена на комнаты ниже, и отель свободнее.
Отель находится рядом с Бодоминярви, или озером Бодом. Но оборудованная купальня на озере очень далеко. А само озеро выглядит неприветливо и пользуется дурной славой. Есть даже музыкальная группа Children of Bodom. Поэтому купаться я хожу в другое, меньшее озеро — Мюллюярви. Там есть все: туалеты, переодевалки, оборудованные спуски и пирсы для ныряния. Идти около километра через поле и лес. Загляденье. Рядом есть поле для гольфа, конюшня. Зимой в 10 км горнолыжный парк Serena, трассы для беговых лыж, длинные пешие маршруты. До центра Хельсинки ехать минут двадцать. Зато никаких проблем с парковкой.
По всему, у отеля есть мощный стержень. Они могут позволить себе не работать в Новый год. В этот раз они закрылись еще 22 декабря, до финского Рождества, и открыться решили только 9 января.
Наверное, Kaisankoti больше всего похож на загородный пансионат. Но не как наши пансионаты Приморского шоссе: "Буревестник", "Балтиец", почившие "Дюны". У нас такого нет: уютного, изящного, вместе с тем простого и желанного. В такой хочется поехать и провести неделю-другую. Если хочется тишины, то можно никуда не выезжать, посещать бассейн и йогу, спать днем и гулять в лесу. А если душа запросит движухи, то Хельсинки всегда рядом.
Виталий Новиков — управляющий партнер Университета продаж