Будущее торговли зависит от Энди Уорхолов

 

Торгово–развлекательные центры становятся образовательно–торговыми. Есть несколько причин кризиса ТЦ. Одна из них очевидна — курс доллара. Но, как ни странно, даже если бы резкого обвала курса не произошло, старая концепция, по которой существовало большинство моллов, рано или поздно дала бы сбой. Что это за концепция? Представьте ярмарочную площадь, где рядом с развалами стоит пара каруселей и скамейки напротив натянутой простыни, где показывают живые картинки — синематограф. Карусели поставлены просто так, чтобы было, потому что в соседней деревне делают так же. Уже в 2014 году стало ясно: посетители и кино насмотрелись, и на каруселях накатались. А те, кому это до сих пор интересно, приходят, четко зная, что им нужно, и на выручке арендаторов их визит никак не сказывается.
Есть около 300 крупных арендаторов, представленных практически во всех ТЦ. Для покупателя нет никакой разницы, куда ехать тратить свои деньги, ведь увидят они всегда примерно одно и то же. Попытки моллов создать культурную среду, способную стать дополнительной мотивацией для гостей, до последнего времени выражались лишь в приглашении позавчерашних звезд, создании экспозиций ненужных фотографов и прочей самодеятельности. Все это очень походило на программы районных ДК: бессмысленно, безвкусно и беспощадно неинтересно. Если все будет продолжаться так же, то пустующие площади ТК скоро можно будет сравнить с заброшенными цехами фабрик Нью–Йорка 1950–х годов.
И тут одна надежда — на молодых Энди Уорхолов, знающих, как освоить пустоту, создав новые смыслы. Молодые креативные предприниматели раньше сидели в лофтах, а теперь перебираются в торговые центры. Лектории, коворкинги, тайм–кафе и выставочные площадки вполне органично способны вписаться в любой торговый центр. Яркий пример тому — "Охта–молл", где и спектакли показывают, и лекции читают, и на это еще не попасть — все билеты проданы. Самосовершенствование, самореализация, крафтофицирование (предпочтение товаров местных производителей: продуктов, одежды) — вот, пожалуй, главные запросы новых посетителей торговых центров. Постепенно мы придем к тому, что лишь 40–50% площадей любого молла будет отведено под торговые площади — все остальное пространство окажется занято креативными кластерами, выполняющими в том числе и социальную функцию, как это уже сейчас происходит в Европе. Там в некоторых торговых центрах размещаются студенческие общежития, библиотеки, хостелы, театральные площадки — и все это происходит при активном сотрудничестве с районными администрациями.
Автор - генеральный директор агентства творческих инициатив Freedom Team