Страшная государственная тайна, с которой "Зенит" был связан с 1976 года

Автор фото: Матыцин В. / Фотохроника ТАСС
СССР. Красноярский край. 10 августа 1989 г. Отдельный арктический пограничный отряд. Начальник радиостанции пограничной заставы на островах Северная Земля младший сержант сверхсрочной службы Валерий Сушкевич.

Обозреватель Владислав Бачуров посвятил очередную колонку страшной государственной тайне, с которой "Зенит" был связан с 1976 года.

На этой неделе в Сети были выложены любопытнейшие документы: отсканированный Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, в передачах по радио и телевидению, выпущенный в 1976 году Главным управлением по охране государственных тайн в печати при Совете министров СССР (Главлитом СССР), и два дополнения к нему, сделанные в 1977 и 1979 годах.
Все документы согласованы с КГБ СССР. В 180–страничном Перечне пропустим вполне понятные и очевидные главы, относящиеся к государственной тайне: Вооруженные силы, открытия и изобретения, картография, транспорт, связь. Так же легко объяснима попытка скрыть любую информацию, по которой потенциальный враг мог бы высчитать количество мужчин призывного возраста, количество мужчин вообще. Так, с 1975 года под запрет попала информация о численности населения экономических районов и городов менее 50 тыс., о составе населения по возрасту и полу, о распределении новорожденных по полу за месяц, год, данные о составе учащихся общеобразовательных школ по возрасту и полу, численность трудовых ресурсов по отраслям и по полу.
Понятно, что в конце 1970–х годов даже в бреду ни один редактор не стал бы публиковать информацию о местонахождении закрытых предприятий и учреждений оборонных отраслей промышленности, но враг хитер и коварен, поэтому в разряд государственной тайны попали вещи совершенно удивительные. Так, в разделе III "Сведения экономического характера", в главе 1 "Оборонная промышленность", в параграфе 87, есть пункт г) "сведения о том, что добровольное спортивное общество "Зенит" объединяет спортсменов, физкультурников, спортивные коллективы предприятий, организаций и учебных заведений оборонных отраслей промышленности; сведения, раскрывающие в конкретной автономной республике, крае, области и городе совета ДСО "Зенит", а также принадлежность спортивной команды, коллектива физкультуры или спортивного клуба к ДСО "Зенит". Я сначала глазам не поверил: ведь ленинградский футбольный клуб "Зенит" и после распоряжения Главлита продолжал выступать под своим названием! Сомнения развеяло примечание: "Разрешается показывать: городской совет ДСО "Зенит" в городе Москва, областные советы этого общества в Ленинграде, Горьком, Перми, Новосибирске, Омске и Казани; спортивные команды "Крылья Советов" в городах Москве и Куйбышеве, "Зенит" в Ленинграде и Ижевске — без указания их принадлежности к конкретным предприятиям и организациям".
Конечно, болельщики знали, что команда "Зенит" принадлежала ЛОМО, но вот в прессе, на радио и по телевидению сообщать об этом было запрещено. Разумное объяснение, конечно, здесь есть: существование предприятий оборонной промышленности в Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Ижевске не было таким уж страшным секретом, а вот существование общества ДСО "Зенит" в небольшом городке явно указывало на то, что в этом месте размещается какая–то организация, связанная с оборонкой.
К спорту относился и параграф 232 раздела "Разное". В этом параграфе в средствах массовой информации было запрещено без разрешения Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР публиковать "сроки пребывания на учебно–тренировочных сборах спортсменов сборных и олимпийских команд СССР, сведения о материальном обеспечении спортсменов сборных и олимпийских команд СССР, о штате и финансировании команд мастеров по игровым видам спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, ручной мяч, водное поло, регби и т. д.), о материальном поощрении спортсменов за установление всесоюзных и мировых рекордов, высокие спортивные результаты на всесоюзных и мировых соревнованиях". Понятно, что спортсмены–любители тренировались в свободное от работы время и никакого вознаграждения не получали.
Также под запрет попадали "сведения о научно–методическом и медико–биологическом обеспечении подготовки кандидатов сборных команд СССР". Тут тоже нет вопросов. Гостайна — как тренируются и какие лекарства принимают.
В конце 1970–х страна готовилась принимать Олимпийские игры 1980 года в Москве, так что полезно сейчас прочитать, что же именно попадало под государственную тайну тогда. Может, в свете приближающегося чемпионата мира по футболу 2018 года в России и на фоне негативных публикаций о стоимости стадиона на Крестовском какие–то вещи в скором времени будут опять востребованы, ведь было же в советское время и много хорошего. Так вот, в 1976 году под запрет попадали сведения об источниках финансирования мероприятий по подготовке и проведению Олимпийских игр, общая стоимость подготовки к Играм и стоимость отдельных объектов (вот!), сведения об участии Советской Армии в подготовке и проведении Олимпийских игр, сведения о службе безопасности на Олимпийских играх.
Кстати, в дополнениях 1979 года был введен запрет на сведения о методике обучения, приемах и другие описания карате.
И чем больше призывов вернуть "все хорошее, что было в СССР", тем интереснее читать старые документы.