Война "Семей" возобновилась

Пермская торговая сеть "7я–Семья" после 7 лет судов против петербургского торгового дома "Интерторг", управляющего сетью "7я–Народная семья", выиграла сразу три важных иска.

Суд по интеллектуальным правам РФ (СИП) 16 января 2017 года удовлетворил три иска пермского ООО "Управляющая компания ЭКС" (УК "ЭКС") к Роспатенту и ООО "Интервест".
Истец оспаривал отказы Роспатента на его возражения по поводу регистрации в 2010 году за "Интервестом" трех товарных знаков "7я–Народная семья".
Дело в том, что УК "ЭКС" является правообладателем товарных знаков "7я–Семья": под этим брендом она развивает в Перми сеть продуктовых супермаркетов (50 магазинов, оборот — около 9 млрд рублей).
В свою очередь, "Интервест" является держателем товарных знаков торгового дома "Интерторг", развивающего в Петербурге, Москве и регионах сеть супермаркетов "7я–Народная семья" (а также сети SPAR и "ИдеЯ" — в общей сложности около 500 магазинов, оборот — 74 млрд рублей).

7–летняя война

"Интерторг" также эксплуатировал бренд "7я–Семья" с 2006 года, но после получения в 2010 году претензий от пермской "Семьи" провел ребрендинг, добавив слово "народная" курсивом и мелкими буквами. После ребрендинга в 2010–2012 годах "Интерторг" благополучно отбил все судебные претензии УК "ЭКС" в нарушении их прав (они требовали, в частности, 1 млн рублей компенсации): суды признавали, что знаки зарегистрированы, а значит, нарушений нет. При этом Арбитражный суд СПб и ЛО, рассматривавший первый иск пермяков, провел сравнительный анализ, также приведший к выводу об отсутствии сходства знаков до степени смешения.
В 2015 году, проиграв суды с петербуржцами, пермяки обратились со своими возражениями в Роспатент: мол, слово "народная" "не полностью устраняет сходство". Самое же главное то, что ассоциация сочетания цифры "7" с буквой "я" со словом "семья" обыгрывается в обоих брендах.
А получив отказ и в Роспатенте, пермские ретейлеры обратились в Суд по интеллектуальным спорам.
СИП, выслушав их доводы, принял их и удовлетворил все три иска. Суд вернул возражения пермской "Семьи" на новое рассмотрение в Роспатент, обязав его более внимательно изучить степень сходства брендов.
"Мы не сомневаемся в своей правоте и уверены, что Роспатент принимал правильное решение, — прокомментировали свое поражение в СИП в "Интерторге". — Но, если Роспатент пересмотрит его, будем судиться вплоть до Верховного суда".
При этом патентный поверенный "Интерторга" Дмитрий Бурмистров отметил, что и нынешнее решение СИП будет оспариваться. В УК "ЭКС" воздержались от комментариев, сочтя их преждевременными до вступления решений суда в силу.

Ребрендинг туда — ребрендинг сюда

По мнению Виктора Станковского, управляющего СПб офисом "Городисский и партнеры", шансы на то, что Роспатент пересмотрит свое решение в пользу пермяков, достаточно высоки.
"Как правило, он очень внимательно относится к аргументам, которые СИП положил в основу своих выводов. Часто выводы суда прямо указываются в решениях Роспатента по возвращенному на пересмотр делу как определяющие", — говорит патентный поверенный.
Впрочем, эксперт (который, кстати, защищал интересы "Интерторга" в первом споре с УК "ЭКС" 7 лет назад) не склонен драматизировать ситуацию для петербургского ретейлера: в крайнем случае тот проведет еще один ребрендинг. Оснований для финансовых претензий у пермяков, по его мнению, нет.
Между тем интересно, что судебная победа УК "ЭКС" последовала за переходом туда из ТД "Интерторг" руководителя сети SPAR Антона Беловецкого: он возглавил пермскую сеть в августе 2016 года после пятилетней работы в "Интерторге". Антон Беловецкий не отвечал на звонки.

Двойной агент

Эксперты строят осторожные версии. Одна из них заключается в том, что пермяки готовят экспансию в Петербург, но участники петербургского рынка не верят в это: игрок слишком мал.
Другая версия — Антон Беловецкий отправился в Пермь с подачи самого "Интерторга" и ведет дью–диллидженс пермской "Семьи", дабы компания могла выйти в неосвоенный миллионник и сохранить бренд.
"Если они столько сил и средств потратили за него все эти годы, возможно, им будет менее обидно купить оппонента, чем проходить через ребрендинг", — рассуждает управляющий партнер Апелляционного центра Иван Решетников.
Стоимость бренда в ретейле одна из самых низких по отношению к стоимости бизнеса. Она стремится к 1%. Особенно это касается формата жестких дискаунтеров и вообще магазинов у дома: людям все равно, как называется магазин, если он рядом и продает нормальные продукты. Так что цепляться за название, тратить деньги на юристов и половинчатые ребрендинги — нерационально. Поэтому я всегда говорю своим клиентам: если вы узнаете, что кто–то зарегистрировал похожий товарный знак раньше вас, самое лучшее — максимально быстро забыть про это и придумать что–то свое. Петербургская сеть в 2010 году была гораздо меньше, чем сегодня, и за эти 7 лет могла уже 3 раза раскрутить интересный и абсолютно новый бренд.
Александр Еременко
генеральный директор Brandlab