Блоги «ДП». Так тоже можно жить: что принес экономике 2016 год

 

2016 год не принес ни облегчения, ни разочарований. Скорее он прошел под лозунгом: «Так тоже можно жить». Компании следуют политике жесткой экономии, работники стараются выработать независимые стратегии. В целом город и страна адаптируются к ситуации, названной «новой экономической реальностью», и все очевиднее, что это надолго.
Рынок труда в 2016 году не претерпел существенных изменений. Санкт-Петербург занял лидирующую позицию в стране по показателям баланса спроса и предложения, продемонстрировав минимальные показатели официальной безработицы. К концу 2016 года произошло оживление на рынке предложений, показывающее, что в нашем городе остается высоким интерес как к педагогическим кадрам, так и к начинающим профессиональную деятельность выпускникам вузов, специалистам в области продаж, производства и IT-технологий.
Тем не менее трудоустройство остается важной задачей, решение которой как раз и показывает, какой индивидуальной стратегии придерживается тот или иной кандидат. Все большее число молодых специалистов ориентируются на создание стартапов, однако надежда на получение работы в высокорейтинговой крупной компании или на государственной службе лежит в основе персональной стратегии большинства выпускников вузов. Работники, принадлежащие к иным возрастным когортам, вынуждены учитывать много факторов при выборе места работы, наиболее важным из которых является необходимость сочетать стремление к заработку и потребность в решении семейных задач. Наиболее свободны в своем выборе пенсионеры, не имеющие серьезных амбиций.
Также важно оценить тренд потребительской активности. 2016 год стал испытанием для ретейла в связи с падением реальных доходов, несмотря на невысокую инфляцию, рассчитываемую за год в целом. Потребление все четче сосредотачивается в области экономсегмента, а на долю товаров, продаваемых по акциям или специальной цене, приходится не менее 50% продаж.
Даже такие серьезные расходы, как отпуск и каникулы (в том числе новогодние), россияне стали планировать заранее, с целью оптимизировать расходы и найти минимальные ценовые предложения. Новогодние поездки многими потребителями оплачивались в сентябре, однако большой интерес сохранился и к горячим предложениям после 28 декабря. Это свидетельствует о том, что даже те категории потребителей, которые традиционно тратят существенные суммы (от 500 евро/чел.) на короткие туристические поездки, стараются рассчитать расходы заранее и оптимизировать их.
Что касается новогоднего стола, то среднестатистическая семья, ориентирующаяся на традиционный набор праздничных блюд, тратит не менее 6 тыс. рублей даже в том случае, если покупает продукты экономсегмента. Стремление к качественным продуктам увеличит эту сумму втрое. Интересно, что с каждым годом запасы продуктов для праздника горожане все чаще делают заблаговременно, не откладывая решение этого вопроса на последние часы.
Тем не менее в последние дни года отмечается традиционный пик посещения магазинов. Привычка откладывать все на последний момент не преодолевается никакими экономическими катаклизмами.
Автор доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ Санкт-Петербург
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей — в "Блогах "ДП"