Валерия Израйлита подозревают в хищении 1,5 млрд рублей, выделенных бюджетом на строительство порта в Усть-Луге, и выводе их в офшоры через подставные фирмы. "ДП" изучил схему, по которой Валерий Израйлит строил порт и даже стал лучшим менеджером.
Как о крупном бизнесмене о Валерии Израйлите заговорили после того, как он возглавил ОАО "Компания Усть-Луга" в 1999 году. С 1992 года компания строила порт на южном берегу Финского залива. До прихода Валерия Израйлита строительство шло вяло, бизнесмены не спешили вкладывать деньги в терминалы, а у государства в начале 1990-х средств на такие масштабные проекты попросту не было. Но порт очень был нужен, так как СССР развалился и все стратегически важные для России грузы (нефть, уголь) экспортировались через гавани соседних государств — бывших союзных республик.
Порт принят
Застройщиком порта Валерий Израйлит стал, можно сказать, случайно. Бывшие сотрудники ОАО "Компания Усть-Луга" рассказывали "ДП", что в начале 1990-х строительством порта в Усть-Луге занялся петербургский предприниматель Илья Баскин. Он же реконструировал в то время погоревший универмаг "Фрунзенский". По словам собеседников "ДП", Валерий Израйлит одолжил Баскину средства на реконструкцию, а через некоторое время кредитор не обнаружил ни ремонта, ни денег. Тогда Баскин предложил Израйлиту акции компании "Порт-Инвест", контролировавшей "Компанию Усть-Луга", которая уже занималась строительством порта и задолжала всем, кому только могла: поставщикам, проектировщикам, кредиторам.
Наряду с "Порт-Инвестом" в проекте участвовали правительство Ленобласти и структуры РЖД. Региональным властям принадлежало около 30% акций. Но со временем в результате допэмиссий доля Ленобласти сократилась до ничего не значащего 21%. Область лишилась решающего голоса. На сегодняшний день структуры РЖД владеют 39% акций ОАО "Компания Усть-Луга", еще 40% контролируют лица, аффилированные, по словам участников рынка, с Валерием Израйлитом.
Валерий Израйлит в 2005 году возглавил совет директоров компании. А Владимир Якунин (он командовал советом директоров с конца 1990-х) возглавил РЖД. Пока Владимир Якунин не стал главным железнодорожником постсоветского пространства, он всего лишь руководил Северо-Западной окружной инспекцией Главного контрольно-ревизионного управления президента РФ. И его по ходатайству властей Ленобласти выбрали председателем совета директоров "Компании Усть-Луга", чтобы он следил за расходованием бюджетных средств, идущих на строительство порта. Якунин и Израйлит вместе пришли в компанию, их связывают хорошие отношения.
Взялся за дело
С приходом Валерия Израйлита и Владимира Якунина заработала эффективная схема привлечения инвесторов. В 2000 году Минтранс РФ подписал с "Компанией Усть-Луга" контракт на строительство порта с полномочиями привлекать частные и государственные средства. Компания создавала дочерние общества, наделяя их землей. К участку подводились необходимые для функционирования будущего терминала инженерные коммуникации. Инвесторы, желавшие построить терминал, выкупали у ОАО "Компания Усть-Луга" паи или акции ее "дочек", становясь полноправными владельцами портовых территорий.
"Компания Усть-Луга", а точнее аффилированные с ней структуры, поставляла инвесторам электричество, воду, тепло, а также некоторые стройматериалы и выполняла строительные работы. Например, самые дорогостоящие в порту работы — дноуглубительные — выполняло ООО "Северная дноуглубительная компания" (СДК), входящее в ОАО "Промышленно-строительное товарищество" (ПСТ, крупный подрядчик на строительстве порта). ООО "База управления ресурсами", также входившее в ПСТ, поставляло на стройку песок, бетон, щебень и укрепляло берег. Участники рынка уверяют, что подрядчики аффилированы с Валерием Израйлитом. Формально товарищество связано с Валерием Израйлитом через его старшего брата Николая Израйлита — он входил в совет директоров ПСТ (с 21 декабря 2016 года находится в стадии ликвидации).
До середины 2000-х все подрядчики, участвовавшие в строительстве порта, принадлежали "Компании Усть-Луга". Но затем Валерий Израйлит продал их люксембургским компаниям International Ressources и International Marketing Investments.
Схема оказалась жизнеспособной. В порт потянулись инвесторы. В 2008 году "ДП" признал Валерия Израйлита лучшим менеджером.
С каждым бывает
В 2012 году обрушился причал комплекса наливных грузов, который строило ОАО "Роснефтьбункер", принадлежащее нефтетрейдеру Gunvor Геннадия Тимченко (1-е место в рейтинге миллиардеров "ДП"). Позже Геннадий Тимченко из-за санкций продал долю в нефтетрейдере Gunvor. А "Роснефтьбункер" преобразовался в АО "Усть-Луга Ойл" — этот терминал перекачивает нефть из железнодорожных цистерн на пароходы.
В разрушении причала нефтяники обвинили СДК, посчитав, что она не соблюла технологии дноуглубления. Один из участников логистического рынка предположил, что этот давний эпизод и мог лечь в основу обвинений Валерия Израйлита в хищении средств. "Что-либо утверждать сейчас не возьмусь", — осторожничает собеседник "ДП". Впрочем, в истории строительства порта хватает и других эпизодов.
Порт сдан
В феврале 2015 года совет директоров ОАО "Компания Усть-Луга" отчитался о выполнении госконтракта с Минтрансом. За 15 лет в порту построено 17 терминалов различного профиля: контейнерные, угольные, нефтеналивные, минеральных удобрений и т.п. Комплекс перевалки стабильного газового конденсата в Усть-Луге построило ПАО "Новатэк" Леонида Михельсона, Универсальный перегрузочный комплекс возвел Universal Cargo Logistics Holding В.V. Владимира Лисина, миллиардеры Виталий Южилин и Андрей Кобзарь построили контейнерный терминал (ОАО "Национальная контейнерная компания"), а затем продали его группе Global Ports.
"Объем инвестиций в объекты порта составил около 200 млрд рублей, из которых лишь 16% — средства федерального бюджета. Принцип государственно-частного партнерства в нашем случае показал свою эффективность", — сказал Валерий Израйлит на встрече с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко по случаю окончания строительства порта.
Грузооборот порта ежегодно увеличивается исключительно благодаря росту перевалки угля, нефти и нефтепродуктов — они занимают 90% в общем грузообороте, который преодолел отметку 85 млн тонн за 11 месяцев 2016 года.
Прощай, терминал!
В августе 2011 года совет директоров "Компании Усть-Луга" решил реорганизовать общество, разделив его по видам деятельности на две самостоятельные части: девелоперскую и транспортно-логистическую. "ДП" подробно писал, как в результате реорганизации компания лишилась самого ценного: все производственные активы были выведены во вновь созданное ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (ТЛК) — эта компания получила объекты многопрофильного перегрузочного комплекса (МПК) "Юг-2", в строительство которых вложено 8,4 млрд рублей, из них 2,1 млрд рублей — средства Инвестиционного фонда РФ. Главным действующим лицом в ОАО "ТЛК" стал Валерий Израйлит. Согласно отчетности компании, за 2015 год выручка ТЛК увеличилась на 30%, до 740 млн рублей.
Реорганизация опустошила "Компанию Усть-Луга". Ее доходы с 2011 года сократились с 731 млн до 63 млн рублей в 2015 году. Капитал компании за тот же период снизился с 2,2 млрд до 990 млн рублей. Компания оказалась не в состоянии выполнять обязательства перед кредиторами. Правительство Ленобласти не могло противиться реорганизации, так как уже не обладало решающим голосом.
Распродажа остатков
Несмотря на то что руководство компании, ее акционеры уже знали о грядущей реорганизации, незадолго до нее, в 2010 году, "Компания Усть-Луга" берет в ВТБ кредит на 600 млн рублей до ноября 2015 года. Александр Дрозденко, получавший вознаграждение в "Компании Усть-Луга" как член совета директоров, не возражал, чтобы Ленобласть выступила гарантом по кредиту.
В 2015 году компания не смогла рассчитаться по кредиту, и банк обратился в арбитраж. Там стороны заключают мировое соглашение — заемщик обязуется вернуть деньги до марта 2016 года. В феврале 2015 года на совместной пресс-конференции в правительстве Ленобласти губернатор региона Александр Дрозденко и Валерий Израйлит объявляют о том, что ОАО "Компания "Усть-Луга" будет распродавать свои активы, чтобы расплатиться по долгам. "Свою роль компания выполнила. Она создавалась для строительства порта, привлечения инвесторов. Пришло время поэтапно сворачивать ее деятельность, распродавать активы, чтобы рассчитаться с кредиторами", — заявил тогда Александр Дрозденко. "Дохода от продажи активов должно хватить на покрытие всех долгов компании, сумма которых превышает 1 млрд рублей", — понадеялся Валерий Израйлит.
Но план распродажи активов, как и предполагалось, не оправдался. В марте 2016 года ВТБ подал иск о банкротстве компании. Суд привлек правительство Ленобласти третьим лицом к делу о банкротстве ОАО "Компания "Усть-Луга". В итоге правительство Ленобласти выплатило банку из бюджета 532,8 млн рублей. Компания вернула администрации региона большую часть долга, а в I квартале 2017 года планирует погасить остаток задолженности — 153 млн рублей.