Зачем нужна отмена единого дня голосования и другие избирательные реформы

Автор фото: Антон Ваганов

В Центризбиркоме, как выяснилось, обсуждается в числе прочих идея отмены единого дня голосования. Предложений еще много — к очередной реконструкции избирательной системы на этот раз придется подойти основательно.

Накануне вечером на совещании глав региональных избиркомов председатель ЦИК Элла Памфилова, пишет "Коммерсантъ", допустила возможность либо его отмены, либо переноса на другую дату. Объясняется это чрезмерной загруженностью избиркомов, которым приходится одновременно считать бюллетени по нескольким разным выборам.
На следующий день Элла Памфилова дала понять, что речь идет только о чьем-то предложении, а вообще ЦИК сейчас все эти предложения обобщает и еще долго будет обсуждать. Президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков тоже сказал, что никаких решений пока нет, и все это гадание на кофейной гуще.
Отменить единый день голосования сейчас технически уже проблематично: за несколько лет уже во всех регионах прошли выборы и губернаторов, и парламентов именно в единые дни, от этих дней уже отсчитываются сроки полномочий, соответственно, чтобы единого дня не было, нужно искусственно эти сроки изменять, не очень понятно ради чего. Перенос — немного другое дело, сторонниками переноса на весну уже довольно давно выступают партии парламентского меньшинства — "Справедливая Россия", ЛДПР и КПРФ, которые верят в то, что если бы выборы проходили не в "дачный период", то у них было бы больше поддержки. Между строк здесь читается идея совместить выборы с президентскими, которые проходят в марте, чтобы повысить явку.
Времени у власти действительно еще более чем достаточно; примечательно, однако, что работа над изменениями в избирательной системе в принципе началась. Среди уже озвучивавшихся разными политическими деятелями инициатив можно вспомнить снижение минимального возраста избирателя до 16 лет, специальные отметки в паспортах о голосовании (как вариант — маркировка пальца), отмену муниципальных фильтров на выборах губернаторов, онлайн-голосование, единый электронный реестр избирателей и так далее. Есть и предложения, не относящиеся непосредственно к избирательному процессу, — например, введение ответственности за неисполнение предвыборных обещаний.
Очевидно, что власть не устроила чрезвычайно низкая явка на прошедших в сентябре выборах в Госдуму и сопряженных с ними выборами региональных парламентов, и теперь активно ищутся способы ее повысить при сохранении имиджа честных выборов. Часть идей, вероятно, будут реализованы уже к президентским выборам 2018 года, часть — позже, но в конечном итоге к следующим выборам в Госдуму должна сложиться какая-то новая конструкция.
Поскольку ни одни парламентские выборы в России еще не проходили дважды подряд по одной и той же системе — каждый раз она подгоняется под текущие нужды и задачи, — эта новая конструкция тоже, по-видимому, будет преследовать ту же цель, то есть создание благоприятных условий для конкретных кандидатов и политических сил.  
Определение набора этих сил, чтобы понять, как менять избирательную систему, и станет основной задачей Кремля. Мало сомнений вызывает разве что выдвижение Владимира Путина в 2018 году и сохранение "Единой России" в качестве основной силы, но, скажем, судьба ветеранов вроде Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского и, как следствие, судьба их партий через несколько лет уже не так однозначна. Следующий созыв Госдумы, помимо прочего, должен будет удерживать политическую систему перед выборами-2024, в которых Путин уже не будет участвовать, а значит, к его избранию Кремль должен подойти с большой тщательностью.